Пушкин деревня анализ с точки зрения новшества. Анализ стихотворения Пушкина «Деревня. Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»

Деревенская атмосфера дарила душе А. С. Пушкина умиротворение, в то же время поэта угнетало бесправие крестьян. Эти смешанные чувства отразились в стихотворении, о котором пойдет речь в статье. Школьники изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Деревня» по плану.

Краткий анализ

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали деревню лишь в 1826 г. под названием «Уединение».

Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.

Композиция – Анализируемое произведение - монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе, рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.

Жанр – послание с элементами элегии.

Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.

Метафоры «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Эпитеты «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная» .

История создания

В начале XIX века в России активно обсуждался крестьянский вопрос. Власти получали сведения об обстоятельствах жизни простого народа, литература пополнилась произведениями, раскрывающими проблему угнетения крестьян, а цензура усилила надзор. В таких условиях в 1819 г. появилось стихотворение «Деревня».

Александр Сергеевич начал работать над произведением в Михайловском. Первоначальная его версия попала в руки Александра I. Император положительно отзывался о стихах и даже выразил благодарность молодому поэту. Но в это время Пушкин не опубликовал «Деревню». В 1825 г. после восстания декабристов усилился контроль со стороны цензуры. В стихотворение пришлось вносить правки, чтобы его напечатали. Первую часть текста с коррективами напечатали в 1826 г. под названием «Уединение». Полный текст увидел мир лишь в 1829 г. Название «Деревня» использовали в более поздних публикациях.

Тема

В произведении автор раскрывает две темы: деревенская атмосфера и угнетение крестьян. Контрастные по настроению, они взаимодополняются, придают друг другу выразительности. Обе проблемы передаются сквозь призму восприятия лирического героя.

Первые четыре строфы стихотворения посвящены сельской атмосфере. В них изображены прекрасные пейзажи, отображаются эмоции лирического «Я». Герой обращается к «пустынному уголку» , наслаждаясь его умиротворенностью. Мужчина признается, что ради этих ощущений покинул забавы и пиры. Здесь он ощущает, как мысли сами рождаются в его голове.

Далее лирический герой воссоздает привольные пейзажи. Особенность картин природы в том, что при помощи них выражается «любовь» к деревенской атмосфере. Пейзажные зарисовки очень красочные. Они охватывают все: луга со скирдами, ручьи озера, холмы и нивы. Вдали лирический герой видит стада, хаты и мельницы. От картин природы веет спокойствием, в то же время они динамичные. В четвертой строфе лирическое «Я» рассказывает, что лоно природы - лучшее место для творчества.

После идиллических картин появляются строки, выражающие угнетенное состояние лирического героя. Все дело в том, что пейзажи - лишь прекрасная оболочка, изнанка которой - несчастливая жизнь крестьян. Барство позволило забрать у людей все: труд, время, собственность. Александр Сергеевич открыто говорит, что сделано все это незаконно, насильственным путем. В последних строках лирический герой выражает на то, что когда-то народ освободиться.

Композиция

По смыслу стихотворение делится на две части: обращение лирического героя к деревне, включающее пейзажные зарисовки и рассказ о жизни народа. Формальная композиция не соответствует смысловой. Стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий.

Жанр

Жанр произведения - послание с элементами элегии. Автор описывает пейзажи, переплетая их с раздумьями, в то же время лирический герой обращается к деревне. В последних строках ярко проявляются разочарование и грусть Стихотворный размер - шестистопный ямб. А. С. Пушкин использовал все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, кольцевую АВВА и параллельную ААВВ.

Средства выразительности

В произведении поэт использует средства выразительности. При помощи них он создает панорамную картину деревни, передает эмоции, переполняющие лирического героя.

В тексте часто встречаются метафоры : «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца» .

Дополняются пейзажи и размышления эпитетами - «роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная» , «измученные рабы» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 97.

Стихотворение «Деревня » было написано Пушкиным в 1819 году, в так называемый «петер­бургский» период его творчества. Для поэта это было временем активного участия в обществен­но-политической жизни страны, посещения тайного союза декабристов, дружбы с Рылеевым, Луниным, Чаадаевым. Наиболее важными для Пушкина вопросами в этот период являлись общественное устройство России, социальная и политическая несвобода многих людей, деспотичность самодержавно-крепостнической системы.

Стихотворение «Деревня» посвящено чрезвычайно актуальной для того времени теме крепостно­го права. Оно имеет двухчастную композицию: первая часть (до слов «...но мысль ужасная...») пред­ставляет собой идиллию, а вторая - политическую декларацию, воззвание к сильным мира сего.

Деревня для лирического героя - это, с одной стороны, некий идеальный мир, где царят тиши­на и гармония. В этом краю, «приюта спокойствия, трудов и вдохновенья», герой обретает духов­ную свободу, предается «творческим думам». Образы первой части стихотворения - «темный сад с его прохладой и цветами», «светлые ручьи», «нивы полосаты» - романтизированы. Это создает идиллическую картину покоя и умиротворения. Но совсем другая сторона жизни в деревне откры­вается во второй части, где поэт безжалостно вскрывает уродство социальных отношений, про­извол помещиков и бесправное положение народа. «Барство дикое» и «рабство тощее» - основ­ные образы этой части. Они воплощают «невежества убийственный позор», всю неправильность и бесчеловечность крепостного права.

Таким образом, первая и вторая части стихотворения являются контрастными, противопостав­ленными друг другу. На фоне прекрасной, гармоничной природы, царства «счастья и забвенья», изображенной в первой части, мир жестокости и насилия второй выглядит особенно безобразно и ущербно. Поэт использует прием контраста, чтобы отчетливей выявить основную идею произве­дения - несправедливость и жестокость крепостного права.

Этой же цели служит и отбор изобразительно-выразительных языковых средств. Интонация речи в первой части стихотворения спокойная, ровная, дружественная. Поэт тщательно подби­рает эпитеты, передавая красоту сельской природы. Они создают романтическую и умиротво­ренную атмосферу: «льется дней моих поток», «мельницы крилаты», «озер лазурные равнины», «мирный шум дубрав», «тишина полей». Во второй части интонация другая. Речь становится взволнованной. Поэт подбирает меткие эпитеты, дает выразительную речевую характеристику: «барство дикое», «на пагубу людей избранное судьбой», «измученные рабы», «неумолимый вла­делец». Кроме того, последние семь строк стихотворения наполнены риторическими вопросами и восклицаниями. Они демонстрируют возмущение лирического героя и его нежелание мириться с несправедливым устройством общества.

Русские поэты начала XIX века писали не только любовную, пейзажную, но и гражданскую, политическую лирику. Понятно, что при этом они стремились не столько «зарифмовать» свои политические взгляды, сколько выразить сердечные переживания при виде общественного неблагополучия.

Когда Пушкин в 1819 году создавал одно из самых известных своих стихотворений «Деревня», он находился под влиянием идей замечательного публициста и сторонника освобождения крестьян Николая Ивановича Тургенева. Следы этого влияния в «Деревне» заметить легко; взгляды молодого Пушкина, предельно близкие к тургеневским, выражены здесь прямо и резко:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?

То есть без всяких революций и бунтов, волей государя («по манию царя») будет отменено крепостное право и вслед за тем (никак не раньше!) в России установится «просвещенная свобода», под которой тогда понимали конституционную монархию. Ho разве художественный смысл стихотворения сводится к этому - пусть очень важному для автора - политическому выводу? Нет, конечно. Попробуем прочитать «Деревню» так, как следует читать стихи, а не публицистические статьи: обратим внимание не только и даже не столько на то, о чем в них говорится, сколько на то, как говорится об этом. Потому что в художественной литературе «как» не менее важно, чем «что» - и пробиться к содержанию произведения, минуя его форму, попросту невозможно.

Так вот, «Деревня» явственно расслаивается на две части, у каждой из которых - свой особый стиль, свой особый поэтический строй. Первая часть выдержана в Жанровой традиции идиллии, пасторали.

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья!

Я твой - люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты;
Везде следы довольства и труда...

Подобно древнеримскому поэту Вергилию, который в своих идиллиях противопоставил счастливое сельское уединение городскому шуму, Пушкин описывает деревню как царство поэтического покоя. При этом он сознательно использует условные, привычные поэтические формулы: «пустынный уголок», «приют спокойствия», «мирный шум дубров»... Такие поэтические формулы призваны не столько воссоздавать реальный деревенский пейзаж, сколько напоминать читателю об идеальном пейзаже пасторали, о пейзаже-мечте, который своей условной гармонией оттеняет образ «порочного» города.

Обязательные детали такого пейзажа: белеющий «парус рыбаря», холмы, нивы, «вдали рассыпанные хаты», тучные стада, мельницы. Итак, это не картина какой-то реальной деревни и даже не обобщенный образ сельских впечатлений поэта. Это не что иное, как набор условных «примет» идиллической картины мира, где царит «довольство» и царствует мирный труд «поселян» и «поселянок». Сам поэт надевает ту же самую литературную маску счастливца праздного, не завидующего судьбе «Злодея иль глупца», которую 2000 лет назад примерял и Вергилий.

Ho вот поэтический стиль Пушкина резко меняется. Даже ритм стихотворения, ямб, который до этой минуты плавно колебался (от шести стоп с паузой - цезурой - посредине до пяти и четырех стоп), вдруг начинает звучать иначе. Вслед за «длинной» строкой шестистопного ямба («Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») идут шесть относительно «коротких» строк:

В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне...

А теперь обратите внимание: это именно тот случай, о котором мы с вами уже говорили. С точки зрения содержания - того, о чем говорит поэт, процитированная строфа плавно продолжает тему всей первой части стихотворения: тему сельского уединения, мирных трудов, творчества («И ваши творческие думы в душевной зреют глубине»). Ho если вслушаться в звучание поэтической формы, становится ясно: поэт готов переключить регистр своего размышления в иную тональность. Иначе ему не понадобилось бы «укорачивать» строки, использовать слова и выражения, которые были стилистически неуместными в «тихой», подчеркнуто спокойной первой части: уединение впервые названо не «мирным», а «величавым»; сон лени - «угрюмым», а вовсе не «счастливым ».

И уже следующая строфа подтверждает наше читательское ожидание. Место идиллии занимает сатира.

Ho мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
He видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца...

Насколько нежными, плавными были образы первой части, настолько жесткими, язвительными, подчас желчными оказываются образы части второй. Там была «праздность вольная», здесь - «мысль ужасная». Там было «лоно счастья и забвенья», здесь - «невежества убийственный позор». Ho - снова внимание! - во второй части «Деревни» меняются поэтические формулы, а не сам принцип их использования.

Иными словами, во второй части с помощью столь же привычных и готовых поэтических оборотов создается сатирическая картина мира. И она точно так же условна. Касается это и образа поэта. В первой части стихотворения Пушкин использовал маску счастливого ленивца, праздного мудреца. Во второй - маску возмущенного, бичующего пороки сатирика. Ho его истинное лицо скрыто от нас.

Играя масками, меняя стили и жанры, Пушкин говорит нам (если мы - внимательные читатели): окружающий нас мир объемен. На него нельзя смотреть только глазами безмятежного автора идиллий, который примечает повсюду лишь следы «довольства и труда». Нельзя, потому что эти «следы» скрывают жестокую несправедливость «барства дикого». Ho в той же мере и по той же причине нельзя смотреть на мир только воспаленным от гнева взором сатирика. Нельзя, потому что несправедливость современного мира не может отменить, уничтожить его прекрасные черты: «Я твой - люблю сей темный сад / С его прохладой и цветами...»

Оттого поэт и уповает на добрую волю монарха, оттого и торопит минуту, когда «над отечеством свободы просвещенной взойдет... наконец прекрасная заря». Ведь именно тогда, в этом счастливом будущем, он сможет «примирить» в себе поэта, сочиняющего идиллии, и сатирика, увидеть окружающее, «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», объемно... Такая надежда на счастливое будущее, на грядущее преобразование общества в духе справедливости была присуща еще одному литературному жанру - утопии. А значит, в стилистической палитре «Деревни» использована еще одна жанровая краска - утопическая.

Истолковывая «Деревню», обращаются прежде всего к заключенной в ней политической идее. Антикрепостническая направленность стихотворения служит убедительным примером несомненного свободолюбия молодого Пушкина. Однако, сосредоточиваясь на политической идее, часто проходят мимо того бесспорного факта, что она подчинена широким раздумьям Пушкина о своем призвании, о поэтическом служении, о влиянии жизни на искусство и искусства на жизнь.

Центральный образ в стихотворении - образ поэта, размышляющего о своей участи и о своем даровании. Но поэт не отгорожен от жизненных тревог и волнений. Он откликается на них и в то же время испытывает на себе их прямое воздействие. И свою поэтическую судьбу решительно связывает с долей народа, с исканиями передовых людей своего времени. Ни в коей мере не отвергая антикрепостническую нацеленность «Деревни», нельзя не видеть, что восприятие стихотворения лишь в качестве политической декларации сужает его смысл.

История написания

«Деревня» написана Пушкиным в июле 1819 года. В ту пору Пушкин был молод. Он недавно окончил Лицей и поселился в Петербурге. Среди его друзей и знакомых - поэты и свободолюбцы, недовольные самодержавием и крепостным состоянием. Они жаждут перемен и хотят приблизить желанный час вольности. Общение с ними заражает Пушкина. В 1818-1819 годах поэт пишет сатирические «Сказки» («Ура! в Россию скачет…»), «К Чаадаеву», эпиграммы «На Стурдзу» («Холоп венчанного солдата» и «Вкруг Стурдзы я хожу…»), ему приписываются эпиграммы «Двум Александрам Павловичам» и «На Аракчеева». В круг этих вольнолюбивых стихотворений входит и знаменитая «Деревня».

Лирический образ деревни

Название стихотворения, как и его первые строки, настраивает на идиллический лад. В европейской поэзии деревня обычно идеализировалась, изображалась цветущим раем, приютом вдохновения, творчества, дружбы, любви, островком независимости. Эта традиция уходила в седую древность. В эпоху античности возникла буколическая, или пасторальная (оба слова означают «пастушеская»), лирика. В ней воспевались красоты природы, прелести мирной сельской жизни, счастливое уединение вдали от суетной, полной корыстных соблазнов городской цивилизации. На этой почве сложился жанр идиллии - стихотворного или прозаического произведения, в котором писатели восхищались безмятежным деревенским бытом и добрыми нравами его обитателей. Идиллии были популярны и среди русских поэтов. Идиллические мотивы часто проникали в элегии, послания. В литературе нового времени благостное представление о деревне, будто бы не знающей Социальных и других конфликтов, нищеты, рабства, было уже поколеблено. Решительный удар по нему нанес Радищев своим «Путешествием из Петербурга в Москву». Дворянская интеллигенция уже смутно начала понимать, что неволя городов связана с крепостничеством деревень, что духовное рабство дворян не находится в стороне от подневольного положения крестьян, потому что сословие, угнетающее другое сословие, само оказывается несвободным. И все-таки идиллическое восприятие деревни было стойким: по контрасту с городом она казалась уголком свободы, душевной чистоты, поэтических мечтаний.

Деревня привлекает Пушкина. Он понимает высокие чувства поэтов, которым в сельском одиночестве вольнее дышится и живется. В стихотворении возникает условный образ идиллического лирика, и Пушкину этот образ близок и дорог. Здесь впервые, может быть, звучит лирический мотив единства труда и вдохновения как залога полноценной творческой жизни, к которой он устремлен и свет которой в дальнейшем будет озарять всю его поэтическую судьбу. Со времени «Деревни» этот союз будет приравнен Пушкиным к понятию счастья. Туда, в укромный уголок, он будет тщетно рваться впоследствии из Петербурга, от двора, от преследующей его злобной придворной черни, чтобы вольно отдаться труду и вдохновению.

Тема добровольного бегства из душного света («Я променял порочный двор цирцей, Роскошные пиры, забавы, заблужденья…») в «Деревне» весома и значима. Недаром Пушкин дважды повторяет, словно заклинание: «Я твой…» Картины природы, созерцаемые поэтом, казалось бы, подкрепляют умиротворенное настроение.

Сельский вид, радуя взор, обещает плодотворное будущее и располагает к высоким размышлениям. Однако идиллия не становится целью пушкинского изображения: природа, сельская тишина, «довольство», «труд» и «праздность вольная» побуждают поэта к поискам смысла жизни, вселяют в него возвышенные переживания.

Юный идиллик обретает черты поэта-философа и прямо обращается к великим деятелям человечества, чьим «творческим думам» он особенно чутко внимает «в уединеньи величавом»:

Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!

Так рождаются две центральные строфы, в которых Пушкин доверчиво открывает свой задушевный идеал истинного поэта. Он чувствует себя не отшельником в глуши, трусливо бежавшим от треволнений жизни, а художником-мыслителем, который осваивает многообразные впечатления действительности и передовые идеи века. Он остро переживает потребность прикоснуться ко всей полноте бытия, дающей пищу труду и вдохновенью, нераздельных для него с познанием и провозглашением истины.

Анализ стихотворения «Деревня»

Идиллическое изображение деревенской жизни не становится поэтическим предметом «Деревни» и даже двух ее первых строф. Из темы сельского одиночества и разрыва с городской цивилизацией прорастает новая тема - творческого труда, высокого вдохновения, заполняющего деревенский досуг:

Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
Й ваши творческие думы
В душевной зреют глубине!

Поставленные в центре две строфы («Я здесь, от суетных оков освобожденный…» и «Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!») образуют идейный фокус стихотворения и выражают подлинные мечты Пушкина. Он вовсе не хочет остаться поэтом-идилликом, певцом сельского уединенья. Его волнуют общественные настроения и влекут не суетные поиски славы и не одно лишь любование прекрасной природой, но искание истины и смысла бытия. Развитие лирической темы, заданной в начале стихотворения, совершается как бы через ее усвоение и расширение, а отчасти и отрицание. Из тесных, узких рамок буколической лирики Пушкин вырывается на широкий простор лирики философской и гражданской. Соответственно меняется и условный образ поэта - элегик уступает место деятельному философу и гражданину, каким Пушкину представляется настоящий творец и каким он мыслит себя.

Однако мечта поэта омрачена зрелищем рабства, а его душевное спокойствие - «необходимое», как он скажет впоследствии, «условие прекрасного» - разрушено. Начало последней строфы:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает…

противопоставлено двум центральным строфам. «Мысль ужасная» сковывает вольный полет воображения и творческое вдохновение. Ход пушкинской мысли очевиден: причина краха возвышенных надежд заключена в не зависящих от поэта обстоятельствах. Свободному творчеству нет простора там, где поругана вольность, где царствует «невежества губительный позор». Философско-гражданская тема стихотворения Пушкина «Деревня» перерастает в тему политическую. Идиллические и философские мотивы срастаются с гражданской проповедью. Пока страдают люди, сердце поэта не может быть спокойно, ибо его душа уязвлена грубым презрением к «закону». Как гражданина и гуманиста, «друга человечества», Пушкина охватывает гнев и боль при виде рабства. Картины невежества и насилия рождают грозные инвективы последней строфы. Идиллическое настроение исчезло.

Выражение «друг человечества», возможно, содержало намек на гордое прозвище Марата - «друг народа», но, скорее всего, в нем заключен более общий гуманистический смысл.

Идиллии нет в жизни, а следовательно, не должно быть и в искусстве. Острые противоречия жизни не располагают и к возвышенным философским мечтаниям о непреходящих ценностях бытия. Казалось бы, страшная современность, отторгнув у поэта спокойствие, способность ощущать полноту бытия и охладив творческий жар, пробудила в его чуткой душе «витийства… дар». Ведь Пушкин негодует, обличает, в его речи слышны громкие, ораторские интонации. Но почему же тогда в словах «О, если б голос мой умел сердца тревожить!» звучит явное сожаление о том, что его стихи неспособны взволновать людей? Почему свой поэтический «жар» он называет теперь «бесплодным» и с горечью вопрошает:

Почто в груди моей горит бесплодный жар,
И не дан мне в удел витийства грозный дар?

Приведенные строки возвращают память ко всему предыдущему тексту. Вспомним, что деревенское уединение располагало к размышлениям, что здесь поэт учился «в истине блаженство находить» и в нем рождался «жар» вдохновенного труда и уже созревали «творческие думы». Но зрелище рабства погасило огонь мысли, и он не дал ощутимых результатов, стал «бесплодным». В последней Строфе Пушкин не только обличает «дикое барство» - ему горько за напрасные, тщетные усилия горящего поэтического труда. Картины произвола нарушили душевное равновесие поэта, гармонию между вдохновением и трудом. И вместе с тем Пушкин не может не откликнуться на страдания людей и даже готов посвятить себя борьбе с деспотизмом, лишь бы уничтожить его. Однако в Пушкине живет и острое сознание своеобразия присущего ему поэтического дарования, и свойственное ему представление о поэзии, и понимание того, что искусство, вскрывая жизненные противоречия и способствуя их осмыслению, все-таки не отменяет и не разрешает их.

Сатирическое негодование и гражданская проповедь, по убеждению поэта,- не единственная задача творчества. К тому же Пушкин не чувствует себя исключительно граждански тенденциозным поэтом и не замыкает свою лирику рамками гражданских тем и мотивов или пасторальных песнопений. Поэзия в представлении Пушкина шире, полнозвучнее, рогаче одного лишь созерцательного наслаждения деревенскими видами или чисто гражданских обличений. Пройдет несколько лет, и Пушкин скажет по поводу рылеевской антитезы «Я не поэт, а гражданин»: «…Если кто пишет стихи, то прежде всего должен быть поэтом; если же хочешь просто гражданствовать, то пиши прозою». Вместе с тем он будет решительно возражать против исключения из поэзии и сатиры, и шутки, и веселого, и трогательного, и мечтательного. Поэтическому творчеству равно подвластны и суровая гражданственность, и блаженное умиротворение, и орлиный полет мысли, и непосредственная чувственная прелесть бытия. Ему доступна и одическая торжественность, и меланхолическая задумчивость, и идиллическая наивность, и элегическая жалоба, и горькая насмешка, и озорная улыбка.

Этот всеобъемлющий взгляд на поэзию, почва которой - действительность, а цель - истина жизни, складывается уже в ранних произведениях, и «Деревня» служит несомненным тому свидетельством. Вот почему Пушкину внятны и дороги и мирные песни сельской тишины, и страстная гражданская речь. Образ поэта, рисующийся его крылатому воображению, многогранен. Пушкин не отдает особенного предпочтения ни голосу поэта-идиллика, ни голосу поэта-обличителя. Его идеал - поэт-философ, поэт-гуманист. Б. В. Томашевский в своей прекрасной книге «Пушкин» писал о «Деревне»: «Значительным является то, что соединение этих слов («труд и вдохновенье») появляется в стихотворении, посвященном политической теме». Однако в данном случае точнее было бы сказать иначе: значительно то, что политическая тема органично вплетается в стихотворение, посвященное творческому самоопределению. В «Деревне» она выступает частью поэтического раздумья о собственном призвании, об исключительной жажде творчества, о неистребимом порыве к истине. Пушкин ждет разрешения социальных противоречий не от поэзии. Он надеется на восстановление «закона» «сверху»:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя…

Он верит, что если будет устранен общественный конфликт, то наступит процветание отечества, излечатся душевные раны, нанесенные его оскорбленному чувству человечности, и раздвинутся широкие перспективы творчества. И надо оценить высокой мерой эту максималистскую и святую гражданскую одержимость Пушкина. В отличие от представлений Рылеева и других поэтов-декабристов, поэтический идеал Пушкина состоит не в изъятии тех или иных, прежде всего интимных мотивов из лирики. Пушкин обращен к широкому и свободному отображению действительности, не скованному какими-либо заранее налагаемыми ограничениями, исключающими из сферы поэзии те или другие мотивы и жанры. Пушкинская лирика не отвергает ни элегических, ни гражданских настроений.

Отстаивая право поэта на многообразие жизненных впечатлений, Пушкин не склонен ни к одностороннему предпочтению только элегической или только тенденциозно-риторической лирики, ни к их унижению или запрету. Вот почему образ поэта, созданный Пушкиным в двух средних строфах «Деревни», не тождествен ни поэту-идиллику, ни поэту-гражданину, хотя у него много с ними родственных черт. Поэт-идиллик и поэт-гражданин - неотъемлемые грани облика поэта-гуманиста, поэта-философа, «друга человечества».

Свойственная стихотворению «Деревня» устремленность к полноте и к истине отображения бытия предопределила «всемирную отзывчивость» Пушкина и общечеловеческий гуманистический пафос его творчества, несводимый к какой-либо строго очерченной доктрине, социальному или философскому учению. Личность и поэзия Пушкина с юных его лет проникнуты возросшим на реальной, земной почве жизнелюбивым и мудрым гуманизмом.

Стихотворение «Деревня».

Восприятие, толкование, оценка

Летом 1819 года А.С. Пушкин выезжал в Михайловское – новгородское поместье матери. Под впечатлением этой поездки было создано стихотворение «Деревня». Первая половина сти­хотворения под названием «Уединение» была напечатана в сбор­нике 1826 года, полностью же оно распространялось в списках. Александр I, узнав об этих стихах, потребовал их к себе. Поэт отправил ему стихотворение, и царь, проявлявший в те года оп­ределенную либеральность, велел «благодарить Пушкина за доб­рые чувства», которые вызывает его сочинение. Полностью же напечатано оно было лишь в 1870 году, через девять лет после отмены крепостного права.

Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике с элементами пейзажа, жанр его – элегия, однако в нем присут­ствуют и черты политической сатиры.

Мир природы в данном стихотворении противопоставлен миру цивилизации. Эта антитеза нашла свое отражение в ком­позиции произведения. «Деревня» состоит из двух частей. Пер­вая часть – гармоническая, безмятежная картина деревенской природы и описание впечатлений лирического героя. Основная мысль ее – природа и уединение дают возможность постижения истины и рождают вдохновение. Вторая часть – мысль героя о «барстве диком», о несправедливом общественном устройстве страны. Вторая часть контрастирует с первой по своему стилю и идейному содержанию. Первая часть напоминает нам сентименталистскую идиллию, вторая часть – оду. Поэт страстно желает помочь своему народу, восклицая: «О, если б голос мой умел сер­дца тревожить!». Он мечтает увидеть свою Родину свободной:

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Стихотворение написано вольным ямбом, поэт использует различные средства художественной выразительности: многочис­ленные эпитеты («порочный двор цирцей», «роскошные пиры», «душистыми скирдами», «светлые ручьи», «застенчивой моль­бе», «мысль ужасная», «убийственный позор», «барство дикое», «рабство тощее», «прекрасная заря»), метафору («льется дней моих невидимый поток», «рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца»), риторические обращения (к дерев­не, к оракулам, друзьям), анафору («Здесь рабство тощее вла­чится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут… Здесь девы юные цветут…»), архаиз­мы («витийства грозный дар», «парус рыбаря», «порочный двор цирцей»).

Таким образом, это произведение несет на себе печать клас­сицизма. Это проявилось и в торжественной речи, в приподня­том, ораторском пафосе, в обилии славянизмов, в использова­нии поэтом античных образов.

Здесь искали:

  • анализ стихотворения Деревня
  • анализ стихотворения пушкина деревня
  • анализ стихотворения деревня пушкин