Стою за решеткой темнице сырой. Александр Пушкин — Узник: Стих. Сижу за решеткой в темнице сырой

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Дата создания: 1822 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей . Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Примечательно, что именно в южной ссылке Александр Пушкин в полной мере осознал себя причастным к русской литературе и впервые попытался сформулировать, что значит быть поэтом. Самым первым условием для этого является духовная свобода, поэтому, находясь в ссылке, Пушкин создал множество по-настоящему талантливых и восхитительных произведений, среди которых и стихотворение «Узник», ставшее своеобразным жизненным девизом молодого поэта.

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовет меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

Пушкин использует многоступенчатое сравнение. Себя он представляет узником, находящимся «в темнице сырой». Узник, в свою очередь, сравнивается с «молодым орлом», запертым в клетке. Большое значение имеет характеристика пленника – «вскормленный в неволе». Она может трактоваться двояко. Либо Пушкин намекает на неограниченный характер самодержавной власти, при которой любой человек не может считать себя абсолютно свободным. Его мнимая независимость в любой момент может быть ограничена и замкнута в узкие рамки. Либо он подчеркивает, что попал в ссылку в очень раннем возрасте, когда только начал формироваться его характер. Такое грубое насилие над молодым человеком может серьезно повредить его душевное состояние. В любом случае поэт заявляет резкий протест против своего «заключения».



Анализ стихотворения Пушкина «Узник»

Стихотворение «Узник», написанное Александром Пушкиным в 1822 году, относится к периоду его южной ссылки (1820-1824 гг.), когда поэт по приказу генерал-губернатора Санкт-Петербурга был вынужден покинуть столицу и отправиться в Кишинев. Несмотря на то, что местный градоначальник, князь Иван Инзов, относился к поэту достаточно снисходительно, новое назначение на службу в канцелярию отдаленной провинции Пушкин воспринял, как личное оскорбление. Будучи по своей натуре свободолюбивым и лишенный права выбора, поэт понимал, что за слишком вольные стихи его ожидала, как минимум, ссылка в Сибирь. И лишь благодаря ходатайству друзей он сохранил титул дворянина и должность коллежского секретаря. Тем не менее, свое пребывание вы пыльном и грязном Кишиневе поэт воспринимал как заточение. И именно этому периоду жизни посвятил стихотворение «Узник».

С первых строк Александр Пушкин рисует весьма печальную картину, сравнивая южный город с сырой темницей . Он был волен в своих поступках и довольно часто игнорировал служебные обязанности, однако отсутствие возможности вернуться в Санкт-Петербург или же Москву вызывало у поэта чувство бессильной злобы. Поэтому знойный юг ассоциировался у него с тюремной камерой, а работа в канцелярии – с заточением.

Образность, с которой Пушкин характеризует этот период жизни, усилена множеством метафор. Так, в стихотворении «Узник», чтобы подчеркнуть безвыходность своего положения, поэт проводит параллель с орлом, вскормленным в неволи, который является его собратом по несчастью. При этом автор отмечает, что гордая птица, никогда не испытывавшая пьянящего чувства свободы, гораздо сильнее и свободолюбивее, чем он, потому как своим криком и взглядом она словно «…вымолвить хочет: «Давай, улетим!»».

И, поддавшись ее уговорам, сам поэт осознает – «мы вольные птицы; пора, брат, пора!». Что именно имел ввиду Пушкин, сравнивая себя с молодым орлом ? В первую очередь, это было осознанием собственного свободолюбивого «я», в результате чего раздражительность поэта лишь усиливалась. Автор понимал, что он рожден свободным и независимым человеком, и никто не вправе указывать, как и где ему жить. Однако существующий царский режим стремится навязать свои правила игры всем подданным Российской империи вне зависимости от титулов и ранга. Это открытие не только шокирует поэта, но и заставляет искать выход из сложившейся ситуации. В стихотворении «Узник» он довольно недвусмысленно намекает на то, что собирается отправиться «туда, где синеют морские края». И действительно, вскоре поэт подает прошение на имя графа Воронцова, являющегося градоначальником Одессы, о переводе его на службу в канцелярию этого портового города. Такой шаг вызван не желанием покинуть скучный провинциальный Кишинев, а стремлением хоть что-то изменить в своей судьбе и поступить наперекор власть имущим, нарушив их прямой приказ. Сам по себе перевод в Одессу не изменил судьбу поэта, который по-прежнему вынужден был жить в ссылке, однако позволил ему самоутвердиться и доказать, что лишь он сам вправе распоряжаться собственной жизнью. А значит – никто не в силах запретить поэту писать стихи и делать их достоянием общественности.

Свободолюбивый красавец-русофоб, презиравший свет, ученик Пушкина, убитый снайпером с горы, и другие знания, полученные на школьных уроках и из просветительских телепередач, которые срочно нужно забыть

Лермонтов в аудитории Московского университета. Рисунок Владимира Милашевского. 1939 год

1. Лермонтов родился в Тарханах

Нет; об этом писал троюродный брат поэта Аким Шан-Гирей, но он ошибался. На самом деле Лермонтов родился в Москве, в доме генерал-майора Ф. Н. Толя, находившемся напротив Красных Ворот. Сейчас на этом месте стоит памятник Лермонтову скульптора И. Д. Бродского.

2. Лермонтов покинул Московский университет из-за гонений

Якобы поэта преследовали в связи с так называемой маловской историей, случившейся в марте 1831 года, когда М. Я. Малову, профессору уголовного права, студенты объявили бойкот и вынудили покинуть аудиторию во время лекции, за что были наказаны. Нет; в действительности Лермонтов решил продолжить обучение в Санкт-Петербургском университете, для чего в 1832 го-ду уехал в Петербург. В прошении об увольнении он написал: «По домашним обстоятельствам более продолжать учения в здешнем университете не могу и потому правление Императорского Московского университета покорнейше прошу, уволив меня из оного, снабдить надлежащим свидетельством для пере-вода в Императорский Санкт-Петербургский университет». (Впрочем, Лермон-тов не стал там учиться, а поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)


Маршировка юнкеров Школы подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Литография с рисунка Акима Шан-Гирея. 1834 год Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

3. Лермонтов был убит в результате заговора, по приказу Николая I. В поэта стрелял не Мартынов, а снайпер с горы

Все это ни на чем не осно-ванные домыслы. Достоверно известные обстоятельства дуэли были изложены князем А. И. Васильчиковым, оставившим воспоминания, А. А. Столыпиным, составлявшим протокол, и Н. С. Мартыновым во время следствия. Из них следует, что Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль из-за оскорбления , кото-рое поэт ему нанес. Версия о снайпере, в частности, была озвучена на канале «Культура» и высказана В. Г. Бондаренко в последней биографии Лермонтова, вышедшей в серии ЖЗЛ. По свидетельству Васильчикова и Столыпина, кото-рые присутствовали на месте дуэли, стрелял именно Мартынов. Оснований считать иначе нет.

4. Лермонтову было плохо в юнкерской школе, и он не мог писать стихи

На самом деле, хотя Лермонтов пробыл в юнкерской школе всего два года, за это время он написал не так и мало: ряд стихотворений, роман «Вадим», поэму «Хаджи Абрек», пятую редакцию «Демона». И это не считая специфиче-ского юнкерского творчества, носившего в основном непристойный характер . Кроме того, в юнкерской школе Лермонтов много рисовал: сохранилось более 200 рисунков.

Видимо, такое представление о внешности Лермонтова сложилось под влиянием его персонажа. Так, в мемуарах и беллетристике периодически встречается упоминание о взгляде Лермонтова: язвительном, злобном, преследующем. Но большинство современников вспоминали о Лермонтове совсем не как о романтическом красавце: маленького роста, коренастый, широкий в плечах, в шинели, которая ему не по размеру, с большой головой и седой прядью в черных волосах. В юнкерской школе он сломал ногу и потом прихрамывал. Один из мемуаристов отмечал, что из-за какой-то врожденной болезни лицо Лермонтова иногда покрывалось пятнами и меняло цвет. Впрочем, есть и упоминания о том, что Лермонтов обладал почти богатырским здоровьем и силой. Например, А. П. Шан-Гирей писал, что в детстве ни разу не видел Лермонтова серьезно болевшим, а А. М. Меринский, юнкерский товарищ поэта, вспоминал, как Лермонтов гнул и завязывал в узел шомпола.

6. Пушкин был учителем Лермонтова

Часто говорят, что Пушкин был учителем Лермонтова; иногда рассказывают, что, переехав в Петербург и познакомившись с пушкинским окружением, поэт из благоговения боялся знакомиться со своим кумиром. Лермонтов действительно находился под впечатлением от романтических поэм Пушкина и под их влиянием создал несколько своих собственных. Например, у Лермонтова есть поэма с тем же названием, что и у Пушкина, — «Кавказский пленник». В «Герое нашего времени» многое взято из «Евгения Онегина». Но влияние Пушкина не стоит преувеличивать , он был далеко не единственным образцом для Лермонтова.


Пушкин и Гоголь. Миниатюра А. Алексеева. 1847 год Из альбома «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество». Искусство, 1941 год

Иногда говорят, что даже в гибели на дуэли Лермонтов «подражал» Пушкину, но это мистическая интерпретация, не основанная на фактах. На последнюю пушкинскую дуэль скорее похожа первая лермонтовская — с французом Эрне-стом де Барантом, ранее одолжившим оружие секунданту Дантеса. Дуэль Лермонтова с де Барантом окончилась без урона для обоих противников, однако поэт был отправлен в ссылку, из которой уже не вернулся.

7. Лермонтов написал «Сижу за решеткой в темнице сырой…»

Нет, это стихи Пушкина. В авторах классических русских стихотворений неред-ко путаются даже школьные учителя: «Весеннюю грозу» Тютчева приписывают Фету, «Под насыпью, в рву некошеном» Блока — Некрасову и так далее. Обыч-но под текст «подбирают» автора с соответствующей репутацией; за Лермонто-вым в русской культуре прочно закреплен ореол мрачного изгнанничества, романтического одиночества и порыва к свободе. Поэтому кажется, что пуш-кин-ский «Узник» больше подходит Лермонтову, чем его собственное стихо-тво-рение с тем же названием («Отворите мне темницу, / Дайте мне сиянье дня…»).


Лермонтов, Белинский и Панаев. Иллюстрация к «Журналисту, читателю и писателю». Рисунок Михаила Врубеля. 1890-1891 годы Государственная Третьяковская галерея

8. Лермонтов с ранней юности был гениальным поэтом

Поэт якобы состоялся в ранней юности, как и Пушкин. На самом деле раннее поэтическое творчество Лермонтова в значительной степени подражательно и содержит множество прямых заимствований, которые без труда были распознаны современниками. Белинский предполагал, что стихотворения Лермонтова, которые ему не нравились, «принадлежат к самым первым его опытам, — и нам, понимающим и ценящим его поэтический талант, приятно думать, что они [первые опыты] не войдут в собрание его сочинений».

9. Лермонтов, свободолюбивый, словно Мцыри, скучал в высшем свете и презирал его

Лермонтов действительно тяготился неестественностью поведения людей в высшем свете. Но одновременно сам участвовал во всем, чем жило светское общество: в балах, маскарадах, светских вечерах и дуэлях. Скучая, поэт, как и многие молодые люди в 1820-1830-е годы, подражал Байрону и его герою Чайльд-Гарольду. Представление о Лермонтове как о противнике высшего света закрепилось в литературоведении в советское время, очевидно, благодаря «Смерти поэта», в которой речь идет об ответственности император-ского двора за смерть Пушкина.  

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!…»

Анализ стихотворения «Узник» Пушкина

А. С. Пушкин в 1820-1824 гг. за свои слишком уж вольные стихи отбывал т. н. южную ссылку (в Кишиневе и Одессе). Поэту грозило значительно более суровое наказание (ссылка в Сибирь с лишением дворянских прав). Лишь личное ходатайство друзей и знакомых помогло добиться смягчения приговора. Тем не менее гордость и независимость поэта очень сильно пострадали. Творческая натура Пушкина не могла спокойно вынести насилия над его личностью. Ссылку он рассматривал как тяжелое оскорбление. Поэту в наказание было поручено заниматься рутинной канцелярской работой, что еще больше угнетало его. Своеобразным «бунтом» автора стало халатное отношение к своим обязанностям. Он продолжает писать едкие эпиграммы и «непозволительные» стихи. В 1822 г. он создал стихотворение «Узник», в котором аллегорически описал свое положение. Имеется предположение, что Пушкин описал свои впечатления от посещения Кишиневского острога и разговора с заключенными.

Пушкин использует многоступенчатое сравнение. Себя он представляет узником, находящимся «в темнице сырой». Узник, в свою очередь, сравнивается с «молодым орлом», запертым в клетке. Большое значение имеет характеристика пленника – «вскормленный в неволе». Она может трактоваться двояко. Либо Пушкин намекает на неограниченный характер самодержавной власти, при которой любой человек не может считать себя абсолютно свободным. Его мнимая независимость в любой момент может быть ограничена и замкнута в узкие рамки. Либо он подчеркивает, что попал в ссылку в очень раннем возрасте, когда только начал формироваться его характер. Такое грубое насилие над молодым человеком может серьезно повредить его душевное состояние. В любом случае поэт заявляет резкий протест против своего «заключения».

В стихотворении возникает образ «грустного товарища» узника – свободного орла, жизнь которого не зависит от чьей-либо прихоти. Изначально равные друг другу «вольные птицы» разделены решеткой. Резко противопоставляются не только два орла. Пушкин показывает контраст между полученным от хозяина кормом и «кровавой пищей» — символом свободы и независимости.

Свободный орел призывает узника покинуть свою темницу и улететь в далекие прекрасные края, где нет насилия и принуждения. Мечта уносит лирического героя туда, где царит только вольный ветер.

Известно, что в 1825 г. Пушкин серьезно планировал побег за границу. Возможно, что в стихотворении «Узник» он впервые туманно высказал свои планы («задумал одно», «давай улетим!»). Если это предположение справедливо, то остается лишь радоваться, что поэт не смог воплотить свои планы в жизнь.

Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном, Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: "Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер... да я!.."

Стих «Узник» написан в 1822 году, во время «южной» ссылки. Приехав к месту своей постоянной службы, в Кишинев, поэт был потрясен разительной переменой: вместо цвету­щих крымских берегов и моря - выжженные солнцем бесконечные степи. Кроме того, сказалось отсутствие друзей, скучная, однообразная работа и ощущение полной зависимости от начальства. Пушкин чувствовал себя пленником. В это время и было создано стихотворение «Узник».

Главная тема стиха - тема свободы, ярко воплощенная в образе орла. Орел - пленник, как и лирический герой. Он вырос и вскормлен в неволе, он никогда не знал свободы и тем не менее стремится к ней. В призыве орла к свободе («Давай улетим!») реализуется идея пушкинского стихотворения: человек должен быть свободен, как птица, потому что свобода - это естественное состояние каждого живого существа.

Композиция. «Узник», как и многие другие стихотворения Пушкина, делится на две части, отличающиеся друг от друга интонацией и тоном. Части не контрастны, но постепенно тон лири­ческого героя становится все более взволнованным. Во второй строфе спокойный рассказ стреми­тельно переходит в страстный призыв, в крик о свободе. В третьей он достигает своего пика и как бы зависает на самой высокой ноте на словах «... лишь ветер... да я!»