Адам и лилит библия. Кто такая лилит из библии. Значение имени Лилит

Лилит - первая жена Адама

В традиционных легендах и сказаниях многих народов, признающих Библию Священной Книгой, появляется иногда имя Лилит — существа женского рода. Ее считают первой (т.е. еще до Евы) женой библейского Адама. Согласно одному преданию, Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и дал ей имя Лилит. Ее называют еще Первая Ева.

Часто полагают, что Лилит является отражением старинных попыток раввинов интегрировать в иудейскую мифологию шумеро-вавилонскую богиню Белет-или (ее укороченное имя — Белили). Жители библейской Земли Ханаанской (Палестины) называли Лилит именем Баалат, что означает ’"святая властительница". А на одной из табличек, найденных в древнем городе Ур и датируемых 2000 г. до нашей эры, она названа именем Лиллаке.

Имя Лилит восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили, причем первый и второй из них — инкуб и суккуб, т.е. существа соответственно мужского и женского пола. Согласно древнееврейской традиции Адам взял Лилит в жены только потому, что устал от соитий с различными животными. Эта содомия, которой он занимался до женитьбы на Лилит, хоть и считалась в Ветхом Завете грехом (Второзаконие, 27: 21), была очень распространена среди пастухов Среднего Востока. Адам пытался приучить Лилит совокупляться с ним в так называемой ’миссионерской позе’, т.е. в позе, когда мужчина находится сверху, что соответствовало преобладающей в то время власти мужчин (патриархату). Кстати, эту позу считали впоследствии единственно возможной и мусульмане, утверждавшие: ’Будь проклят тот мужчина, который ставит женщину на место Небес, а себя на место Земли’. Католические авторитеты также постоянно повторяли, что любая иная поза, кроме миссионерской, является грехом. Но Лилит не была ни мусульманкой, ни католичкой. Она насмехалась над сексуальной необразованностью Адама и однообразием его любовных ласк. А потом прокляла Адама и убежала, поселившись у Красного моря. Кстати, это море, упоминаемое в связи с Лилит, является не географическим Красным морем, а одним из вариантов Океана Крови богини Кали Ма, "Темной матери" индийского пантеона богов, триединой богини творения, сохранения и разрушения, причем последнее считается ее самым характерным свойством. И поэтому данный Океан должен постоянно наполняться жертвами, чему Лилит и способствовала впоследствии.

Бог послал ангелов, наказав им вернуть Лилит к мужу. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Единственное, что удалось ангелам — это взять с Лилит клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Но одновременно она прокляла ангелов, не вняла наказам Бога и проводила свое время, совокупляясь с демонами.

Любовь с демонами доставляла ей большее удовольствие, чем любовь с Адамом, от них она ежедневно рожала по сотне детей. И Бог был вынужден для замены Лилит сотворить кроткую Еву, которая и стала второй женой Адама. Плодовитость Лилит и ее сексуальные предпочтения сделали ее очень популярной у земледельческих племен. Они называли Лилит Праматерью или Великой Матерью и противопоставляли Адаму, сделавшемуся предводителем скотоводческих племен.

Древние евреи, считавшие кровь и все, что с ней связано, нечистым, не приняли культ Великой Матери из-за того, что она пила кровь пастуха Авеля, который — в соответствии с Ветхим Заветом — был убит Каином, считавшимся покровителем земледелия и кузнечного искусства. Считают, что есть связь между Лилит и богиней этрусков Лейнт, которая вместе с богинями Эйтой и Персипнеей (в греческом варианте Гадес и Персефоной) встречала мертвых у ворот Подземного царства. Эти ворота изображались часто в виде йони, женского полового органа, или же в виде цветка лилии, а само вхождение в подземное царство часто представляли в мифологии как сексуальный акт.

История Лилит исчезла из канонического текста Библии, но дочери Лилит, которых называли лилитами, преследовали мужчин еще более тысячи лет. Вплоть до средних веков евреи применяли амулеты, отпугивающие — по их мнению — лилит, этих похотливых искусительниц, которые охотно совокуплялись со спящими мужчинами и вызывали у них ночные семяизвержения. И естественно, будучи верными дочерьми Лилит, эти ночные искусительницы во время такого совокупления сидели на корточках на мужском теле, т.е. в любовной позе, предпочтительной во времена матриархата.

Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламии и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Впоследствии христиане переняли легенды о лилитах, называя их адскими распутницами или суккубами — демоническими существами женского рода, соблазняющими мужчин, особенно ведущих праведный образ жизни. Монахи пытались защищаться от лилит тем, что брали в руки крест и закрывали им во время сна свои гениталии. Говорят, что Лилит каждый раз смеялась, когда у набожного христианина случалось ночью непроизвольное семяизвержение. А если юноша улыбался во сне, считалось, будто его гладит Лилит. Чтобы предохранить детей от ее тлетворного влияния, вокруг детских колыбелей чертили мелом круг, внутри которого писали имена тех самых трех ангелов, которых Бог послал к Лилит, чтобы вернуть ее Адаму. Считалось еще, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит.

В дальнейшем дочерей Лилит стали называть "ночными ведьмами". Как и их братья инкубы, эти похотливые ведьмы, т.е. суккубы, были настолько искусны в любви, что после любовных утех с ними мужчины (или, соответственно, женщины) не могли уже удовлетворяться любовью с земными женщинами (или, соответственно, мужчинами). Благодаря большому интересу к каббале в

Европе во времена эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью менять свой облик). Образ прекрасной, магически соблазнительной Лилит лежит в основе рассказа французского писателя Анатоля Франса ’Дочь Лилит’ и поэмы классика армянской литературы Аветика Исаакяна ’Лилит’, где прекрасная, ’неземная’, сделанная из огня Лилит противопоставляется простой, ’обыденной’ Еве. Таким же противопоставлением Лилит Еве отмечено и стихотворение Марины Цветаевой ’Попытка ревности’. Шотландскому романисту и сказочнику Джону Мак-Дональдсу (1824-1905 гг.) принадлежит очень известный в свое время роман ’Лилит’.

Образ Лилит, одновременно чарующей и демонической, приносящей несказанные удовольствия и одновременно разрушающей жизнь и убивающей младенцев, долго не давал покоя не только писателям, но и всем, кого привлекали ужас и очарование восточных легенд. И только в наше время, время полного равноправия мужчин и женщин почти во всех вопросах жизни, о Лилит как-то забыли. А ведь это она была первой, кто выступил в защиту этого равноправия, понимаемого ею, правда, несколько своеобразно. А не добившись его, стала мстить людям своим, необычным способом. Впрочем о Лилит в наше время забыли не все. Философ и визионер Даниил Андреев предрекает пришествие в наш мир так называемого анти-Логоса — небывалого существа, обладающего признаками гениальности и являющегося одновременно своеобразным воплощением дьявола, т.е. антихриста, который приобретет власть над умами и душами людей. Он — согласно видениям Андреева — вытеснит из людских душ образ Христа и сам займет его место. А рядом с ним будет Лилит в образе прекрасной женщины, воплощения Вечной Женственности. ’Вокруг себя, — пишет Андреев, — и воплощенной Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления, и гнусные действия между ними, окруженные сказочными эффектами и одурманивающим великолепием, будут разыгрываться перед лицом всех и вся, якобы отображая в нашем мире космический брак двух ипостасей Троицы’. И еще: ’От воплощенной Лилит будет излучаться свет невыразимой красоты, напоминающий лунное сияние. Прикосновение же к ее телу будет вызывать не какое-либо подобие электрического разряда, а, напротив, несказанное наслаждение для всякого человека и полное угасание последних проблесков в его памяти о чем-либо высшем’. Но согласно воззрениям Даниила Андреева, как была создана Лилит волей Бога, так она и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. Вот как об этом пишет сам Андреев: ’Катастрофа же, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно как и куда. В действительности ее физический облик бесследно распадется на составные компоненты. Этого никто не будет знать, и поиски ее будут продолжаться долго. Появятся даже самозванки, но, конечно, ни одна из них не сможет выдержать до конца такой нечеловеческой роли. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей’.

Мелиор , День Шестой

1:24 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПУСТЬ ЯВИТ ЗЕМЛЯ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА ПО ИХ ВИДАМ: СКОТ, И ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, И ДИКИХ ЗВЕРЕЙ!» И СТАЛО ТАК.

1:25 И СОЗДАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ДИКИХ ЗВЕРЕЙ ПО ИХ ВИДАМ, И СКОТ ПО ВИДАМ ЕГО, И ВСЕХ, КТО ПРЕСМЫКАЕТСЯ ПО ЗЕМЛЕ, ПО ИХ ВИДАМ; И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО - ХОРОШО.

1:26 И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «СДЕЛАЕМ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ НАШЕМ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ПУСТЬ ВЛАСТВУЮТ люди НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ, И НАД ПТИЦЕЙ НЕБЕСНОЮ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЙ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ, ЧТО КИШАТ НА ЗЕМЛЕ».

1:27 И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗЕ ЕГО: ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ОН ЕГО; МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ОН СОТВОРИЛ людей.

1:28 И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОВЛАДЕВАЙТЕ ЕЮ; И ВЛАСТВУЙТЕ НАД РЫБОЙ МОРСКОЮ, И НАД ПТИЦЕЙ НЕБЕСНОЙ, И НАД ВСЕЙ ЖИВНОСТЬЮ, ЧТО КИШИТ НА ЗЕМЛЕ».

1:29 И СКАЗАЛ им ВСЕСИЛЬНЫЙ: «ВОТ, Я ДАЮ ВАМ ВСЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЕНА, НА ЛИЦЕ ВСЕЙ ЗЕМЛИ, И ВСЕ ДЕРЕВЬЯ, НА КОТОРЫХ РАСТУТ ПЛОДЫ ИХ, ПРОИЗВОДЯЩИЕ СЕМЕНА, - это ВАМ БУДЕТ ПИЩЕЙ!

1:30 И ВСЕМ ЖИВОТНЫМ ЗЕМЛИ, И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ, И ВСЕМУ, что КИШИТ НА ЗЕМЛЕ, В ЧЕМ есть ЖИВАЯ ДУША, - ВСЮ ЗЕЛЕНЬ ТРАВЫ Отдаю Я В ПИЩУ; И СТАЛО ТАК.

1:31 И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СДЕЛАЛ, И ВОТ - все ОЧЕНЬ ХОРОШО; И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО - ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

Мелиор , читай 1:27 тут пишется:ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ОН ЕГО; МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ ОН СОТВОРИЛ людей.
Имеется в виду,что бог сразу,одновременно создал мужчину и женщину из глины.

Мелиор , И лишь после описания седьмого дня в Библии рассказывается история о женщине, которую Бог создал из ребра Адама. «И сделал Бог так, что Адам заснул крепким сном и взял он одно ребро его и телом закрыл его место и превратил Господь Бог это ребро, взятое у Адама, в женщину и привел её к Адаму». Получается, что женщин было две: созданная на шестой день и на седьмой

ДОБАВЛЕНО 20/08/2009 00:20

Alexasha , писал:Эх Nabi, где ты был 20 лет назад мне тогда 14 лет было.
Зато сейчас я- опытный и вижу баб на сквозь-как рентгеновский луч

ДОБАВЛЕНО 20/08/2009 01:15

У мусульман.
Основная статья: Адам

Ислам считает Адама не только первым человеком, но и первым пророком Аллаха. В исламе существует обязательная для каждого мусульманина вера в пророков, 28 из которых упоминаются в Коране. Первым в этой плеяде стоит имя Адама Аляйхисалама, как человека, выбранного Аллахом для направления человечества на праведный путь веры и наделённого пятью качествами пророка: правдивость, верность, способность передавать Предписания и Запреты Всевышнего Аллаха, несмотря ни на какие трудности, ум и чистота нравов. Также мусульмане верят, что Адаму были посланы Аллахом первые десять (из ста) сухуфов, то есть священных свитков, предшествовавших последующим четырём священным книгам (Торе, Псалтырю, Евангелиям и Корану).

В отличие от Библии, где приводится систематизированное повествование об Адаме, в Коране Адам упоминается в нескольких отдельных сурах (главах). Отдельные стихи (аяты) с упоминанием его имени разбросаны по всему Корану.

В тридцать второй суре «Челобитие» говорится, что Аллах сотворил Адама из глины:

«Он - Тот, кто знает сокровенное и явное, великий, милосердный, который сделал прекрасным все сущее, что сотворил, и сотворил в первый раз человека из глины» (32:6-7).

Вторая сура «Корова», наиболее полно раскрывает предназначение Адама:

И сказал твой Господь ангелам: «Я поставлю на земле наместника». Они спросили: «Поставишь ли Ты на земле того, кто будет грешить и проливать кровь, тогда как мы прославляем Тебя хвалой и святим Тебя?» Аллах ответил: «Воистину, Я ведаю о том, что вам неведомо» (аят 30). И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни» (аят 31). Ангелы ответили: «Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - всеведущий, мудрый» (аят 32). Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (аят 33). И тогда Мы повелели ангелам: «Падите ниц перед Адамом». Все пали ниц, кроме Иблиса (Сатаны), [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим (аят 34). Тогда Мы сказали: «О Адам! Поселись вместе со своей супругой в райском саду, ешьте там вволю, чего бы вам ни захотелось, но не приближайтесь вот к этому дереву, а не то окажетесь в числе нечестивцев» (аят 35).

О причинах недовольства Иблиса повествует седьмая сура «Ограды»:

Спросил [Аллах]: «Что мешает тебе поклониться, раз Я повелел тебе?» [Иблис] ответил: «Я - лучше его: Ты сотворил меня из огня, а его - из глины» (аят 12). Тогда Аллах предупредил Адама: «И тогда Мы изрекли: „О Адам! Воистину, он - враг тебе и твоей жене. Да не вынудит он вас обоих покинуть рай - ведь [тогда] ты станешь несчастным“ (двадцатая сура „Та Ха“, 117 аят). В раю тебе не придется ни голодать, ни ходить нагим, там ты не будешь страдать ни от жажды, ни от зноя». Но шайтан стал нашептывать ему: «О Адам! Не показать ли тебе древо [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?» [Адам и его супруга] поели [плодов того дерева], и увидели они свою наготу. Они стали прикрываться сложенными [вместе] листьями райских деревьев. Так Адам ослушался своего Господа и сошел с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь. [Аллах] сказал: «Низойдите из рая вы оба, и одни [из ваших потомков] да будут врагами других. Если вы по моей воле ступите на прямой путь, то тот, кто последует ему, не окажется ни в заблуждении, ни в бедствии» (аяты 118-123).

Коран возлагает равную вину и на Адама, и на его жену за их ошибку. Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него.

Также в Коране говорится, что Аллах простил Адаму его грех до того, как отправил его на землю: «Адам ослушался своего Господа и сошёл с правильного пути. Потом Господь избрал его [из числа других], простил и направил на прямой путь» (сура Та Ха аяты 121-122).

В Коране нет идеи сотворения человека по образу и подобию Бога. Скорее, говорится о том, что Аллах создал человека по образу, им придуманном: «О человек, что соблазняет тебя в Господе твоём щедром, который сотворил тебя, выровнял и соразмерил, в таком виде, как пожелал, тебя устроил!» (Сура «Раcкалывание», аяты 6-7).

В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы. Не сказано в нём и сколько лет жил Адам.

История жизни Адама в мусульманской традиции

После того, как Всевышний Бог (Аллах) сотворил небо, имевшее прежде вид газа, Он сотворил солнце и луну, движущиеся в строго определённое время по заданной траектории. Только после этого Аллах приступил к созданию земли, разбросав по ней огромные горы, прекрасные реки, моря и леса. После, сотворил ангелов, которые восхваляли Аллаха и искренне поклонялись Ему. И в завершении Всевышний создал Адама, который положил начало человеческому роду, призванному населить землю, благоустраивать её и пользоваться всеми земными благами, оставляя после себя достойных преемников. Великий Аллах известил ангелов о Своём решении. Так как ангелы были приближены к Аллаху и избранны для богослужения, услышав это, они удивились: «Не дай Бог, какой-нибудь неверный поступок, совершенный нами, стал причиной этого решения. Кроме нас Ты хочешь сотворить ещё одного раба, который поклонялся бы Тебе? Ведь мы истово служим Тебе и прославляем Тебя. Хотя человек и принесёт пользу, в тоже время станет причиной раздора, разврата и будет проливать кровь».

Конечно, ангелы не возражали этому решению, они лишь надеялись, что будут наместниками Бога на земле. Чтобы рассеять их опасения, Всемогущий Аллах сказал: «Я считаю правильным осведомить вас о своём решении. Вы очень скоро увидите и поймёте глубокий смысл последнего творения, которое станет моим наместником и халифом на этой земле».

И вот началось творение нового существа. Первый этап: чтобы создать первого человека, Всемогущий Аллах подобрал особую глину, которая имела необычный вид.

Второй этап - этап изображения, когда Аллах придал Своему гончарному изделию законченный вид. И наконец третий этап - оживление. После того, как Всевышний вдохнул жизнь в новое тело, завершилось «создание». Затем Аллах вдохнул Свой дух в человека и наделил Своё творение различными способностями. Он раскрыл Адаму (да будет мир с ним!) все тайны прекрасной Вселенной, затем приказал ангелам разъяснить эти тайны. Ангелы ответили: «Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты - Всеведущий, Мудрый». Аллах сказал: «О Адам! Разъясни им суть имён!» Тем самым Всевышний показал им, что Адам (да будет мир с ним!) выше всех и достоин быть халифом на этой земле. Убедившись в глубоком смысле последнего творения, ангелы поняли, что созданы для другой миссии.

Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и на земле, что вы делаете явно и что утаиваете?

Затем Всемогущий Аллах приказал ангелам и сатане, поклониться Адаму. Все, подчиняясь Аллаху, поклонились, кроме сатаны, который посчитал себя созданием более высокого порядка. «Ведь человек сделан из простой глины, а я - из огня. Почему я должен подчиняться и преклоняться перед ним, ведь я выше его!» Это высокомерие и стало причиной того, что Аллах изгнал сатану из Своего божественного мира.

Адам (да будет мир с ним!) был одинок, он нуждался в искреннем, близком друге, который успокоил бы его и спас от одиночества. Всемогущий Аллах сотворил Еву из той же глины, что и Адама, затем, одарил их своей милостью, поселив в раю.

Помни всегда Мою милость к тебе, ведь Я тебя сотворил, как человека совершенства и вдохнул в тебя дух из себя, и приказал всем ангелам поклониться тебе, и одарил тебя всеми знаниями. Если ты проявишь свою покорность, то останешься навечно в раю. Но не забывай! Сатана твой опасный враг, остерегайся его, будь осторожен.

Адам и Ева в дружбе и согласии жили в божественном саду. Тем временем сатана замышлял, как же сделать так, чтобы Аллах изгнал Адама из рая. Ведь человек стал причиной того, что он лишился своего положения и был изгнан из рая.

Сатана решил отомстить Адаму за это, разрушив дворец счастья. К сожалению, точно неизвестно, каким же образом он проник в рай. В некоторых писаниях говорится, что сатана проник туда, изменив свой облик и, приняв облик павлина или змеи, соблазнил их. Сатана нашёл слабое место человека, он сказал Адаму: «Если ты съешь этот плод, то останешься в раю навсегда и вся власть будет в твоих руках». Обманув Еву, он заставил Адама с помощью неё, притронуться к запретному плоду. Существует много версий и точно неизвестно, что это был за плод. Некоторые толкователи ислама считают, что это было или дерево винограда, или фиговое дерево(то есть дерево инжира), или камфарное дерево. Другие считают, что был плод яблони, или плод унаби.

Стало очень тяжело, когда они спустились на землю и столкнулись со всеми трудностями жизни, и только Бог знает, сколько лет они молили о прощении, раскаиваясь и проливая слезы.

Всемогущий Аллах простил их и одарил милостью Своей. Однако теперь Адам и Ева (да будет мир с ними!) жили на земле. Они должны были тяжёлым трудом добывать себе пищу, воду, находить пригодное жильё.

По преданию Адам прожил 1000 лет на земле. Ева родила ему 40 детей - по близнецу каждый раз- мальчика и девочку. Первенцами были Габил (Хабил) и его сестра Галима (Халима). До кончины Адама чиленность его потомства с детьми и со внуками составляло около 40 000. Но все потомство вымерло кроме детей Шейса. Затем они тоже исчезли. Осталось лишь потомство Ноя (Нух) в лицах Сема, Хама и Хафиза. Сем считается отцом семитских племён (в том числе арабов), Хам - чернокожих, а Хафиз - тюрков и романеев.

Когда подросли сыновья, Великий Аллах послал им жён из рая, чтобы умножить потомков Адама. У Хабила и Кабила были свои земли и сады, с утра до вечера они трудились и работали там.

В писаниях говорится: « И ниспослал Аллах Адаму откровение о том, чтобы возложил право власти на Хабила».

Адам(да будет мир с ним!) научил Хабила как править, как жить, передал книгу, которая была ниспослана ему. Когда Кабил узнал об этом, он рассердился:

Отец! Разве я не старше Хабила, разве я не достоин быть правителем? Адам (да будет мир с ним!) ответил:

Сын мой! Все в руках Аллаха, он знает лучше нас.

Аллах повелел братьям принести в жертву что-нибудь из своего имущества. У Кабила была пашня. Для совершения обряда жертвоприношения он принёс остатки пшеницы, которые невозможно было употреблять в пищу. Хабил, как пастух, принёс в жертву наилучшего барана, которого он имел и Аллах принял жертву Хабила. Кабил сказал:

Раз так, я убью тебя!

Воистину, Аллах принимает жертву только от благочестивых. Если даже ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я этого не сделаю, ибо я боюсь Аллаха - Господа миров!

Кабил убил своего брата и оказался в числе потерпевших урон. Он был первым, кто пролил кровь на этой земле. Тогда Аллах послал ворона и велел ему разгребать землю, чтобы показать Кабилу, как похоронить бренное тело своего брата.

Горе мне! - воскликнул Кабил.

Закопав тело своего брата, он вернулся домой. Адам (да будет мир с ним!) увидел, что Кабил вернулся один.

Что случилось? - спросил Адам. Где Хабил? Ведь вы были вместе?

Здесь-то Адам (да будет мир с ним!) почувствовал отношение Кабила к Хабилу и догадался, что свершилось братоубийство. После нескольких дней поисков, он нашёл место, где был похоронен его сын. Адам не мог поверить в его смерть. И тут Великий Аллах посылает ему откровение: «Не печалься, Я дам тебе сына. Назови его Шит».

Шит (да будет мир с ним!) вырос и, как повелевал Великий Аллах, Адам передал власть в его руки. Тысячу с лишним лет прожил Адам (да будет мир с ним!). Похоронили его в Гари, в месте, где ныне находится, город Неджеф в Ираке. После смерти Адама, Ева прожила только год и была похоронена рядом со своим супругом.[источник не указан 90 дней]

[История Адама и Евы в Коране и Библии

В Библии, в отличие от Корана, имеется систематизированное повествование о судьбе первых людей, изложенное в первой книге Ветхого Завета под названием «Бытие». Повествование во многом схоже с Коранической версией этой истории. На шестой день творения всего сущего: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:27-28). Бог также наделил их пищей и местом проживания - Эдемом (или Раем) и посадил в нем древа, из которых более всего выделялось одно - дерево познания Добра и Зла, плодов которого вкушать запрещалось, дабы не быть изгнанными из этого места. Первоначально был создан только Адам. Богом были сотворены различного вида животные и птицы, чтобы Адам мог выбрать себе из их числа помощника и друга. Но не нашел он ни в одном из созданий помощника. И тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]» (Быт. 2:21-23). Адам нарёк свою жену Евой (в отличие от Корана, имя её упоминается). Однако появился Змей, который соблазнил Еву вкусить плод с запретного дерева, и за этот проступок Адам и Ева были изгнаны из рая.

Коран возлагает равную вину и на Адама, и на Еву за их ошибку. В Коране нет и намёка на то, что Ева соблазнила Адама или даже на то, что она попробовала плоды до него. Тем самым женщина не представляется искусительницей, соблазнительницей или вводящей в заблуждение.

Кораническая интерпретация проблемы спасения в общих чертах выглядит так. Как творение Божие, тем более творение избранное, наместник Бога на земле, которому даже ангелы должны были поклониться, человек изначально не может быть плох. Но именно как творение, бесконечно далеко отстоящее от своего Творца и ни в коем случае с Ним не сравнимое, человек неизбежно должен быть слаб и неустойчив. Поэтому он нуждается в постоянном руководстве Бога. Именно по этой причине, по мнению ислама, Бог периодически посылал людям Своих пророков или посланников, начиная от Адама и кончая Мухаммедом, чтобы они напоминали людям о том, что они должны делать для своего спасения.

Новозаветное же учение о спасении утверждает принципиальную невозможность спастись человеку самому по себе, каким бы совершенным законам он не следовал. Безнадёжно повреждена природа человека, и нужна жертва Самого Бога, чтобы человек мог примириться с Ним и спастись.

Упоминание в Коране о прощении Адама дало почву мыслителям и толкователям ислама прийти к выводу о том, что в Коране отсутствует понятие первородного греха, в том виде, в котором оно подразумевается в христианстве. Коран толкует проступок Адама как акт его личного непослушания Богу, не имеющий последствий для всего последующего человечества. И, хотя проступок Адама и повторяют все последующие люди, но грех каждого человека является их личным грехом. Однако в Новом Завете грех интерпретируется по-другому. В Послании к римлянам апостола Павла говорится: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). То есть греховность человека есть следствие как его принадлежности от рождения греху мира, так и подверженности личному греху.

Хотя в Коране и отсутствует идея сотворения человека по образу и подобию Бога, нельзя, однако, сказать, что идея богоподобия исламом отвергается. В данном случае арабские учёные ссылаются на некоторые хадисы, в которых говорится, что Адам создан по подобию Аллаха, однако по этому поводу между ними нет единого мнения.

[Мусульманские предания

Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его супруги. Её имя, Хава, можно найти лишь в хадисах (преданиях о поступках и изречениях пророка Мухаммеда). В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы, не сказано в Коране и сколько лет жил Адам.

Более поздние мусульманские толкователи и собиратели легенд дополнили это повествование данными из Библии и Аггады и собственным поэтическим творчеством. Истории о Адаме и Еве являются довольно пространными и описывают их жизнь в мельчайших деталях. Поэтому, об истинности и объективности их говорить сложно, хотя, судя по всему, за первоисточники были взяты хадисы и другие религиозные книги. Так к примеру известный татарский писатель и учёный Фарит Яхин в книге «История пророков» («Пэйгемберлер тарихы») Адаму и Еве посвятил целых 9 страниц, рассказав о том, как задумывался первочеловек, как они согрешили, куда были изгнаны (Адам - в Индию, Ева - на Аравийский полуостров), как снова встретились, обустроились, родили детей и как умерли.

Из хадисов также можно узнать историю сотворения Хавы, количество рожденных ею детей. Хадисы рассказывают, что Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз она родила одного ребёнка - сына. Как легко можно посчитать, за всю свою жизнь Хава родила 39 детей. Промежуток между родами составлял два года.

Слово Хава означает «источник жизни». Существует в исламе также и версия, что это слово обозначает красновато-рыжий цвет тёмного оттенка. Вообще фигура Хавы в Коране дала почву для дальнейшего толкования статуса женщины в мире. В одном из хадисов говорится, например, следующее: «Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра - верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо».

В начале был мятеж,
Мятеж был против Бога,
и Бог был мятежом.
И все, что есть, началось чрез мятеж.

Как живется вам с сто-тысячной - Вам, познавшему Лилит!

Лилит - первая возлюбленная Адама, созданная из праха и равная ему по замыслу Творца. Упрямая и вечно бунтующая, она покидает Адама, не желающего признать её равенство. Информации о ней очень мало. В мифах она представлена самим исчадием Ада, пожирающим младенцев и творящим прочие кошмары. Но гораздо интереснее и эстетически приятнее исследовать притягательный образ Лилит через произведения искусства, далекого от черно-белого восприятия мира. Образ Лилит вдохновляет и влечет меня на протяжении многих лет; я снова и снова возвращаюсь к нему, и каждый раз он раскрывает мне всё новые и новые свои грани. Именно такой Лилит - вдохновляющей, манящей и бесконечно глубокой - мне хочется посвятить эту статью. То, что я здесь напишу, будет лишь моим видением и интуитивным ощущением, основанным на наблюдении за собой и другими женщинами. Это - не анализ информации, известной о Лилит, с погружением в древние первоисточники, а просто попытка познать её изнутри, позволив себе раскрыть собственную связь с Лилит в процессе написания. Сразу хочу внести уточнение, что употребляя в тексте имена Лилит, Адама и Евы, я подразумеваю не конкретных мифических персонажей, а воплощение этих архетипов в обычных людях: в нас с вами.

Лилит - это энергия, в той или иной мере воплощенная в каждой женщине. Энергии Лилит можно противопоставить энергию Евы. В каждой женщине присутствует и Ева и Лилит, но какой-то из этих архетипов, как правило, превалирует; так в женщине реализуется закон единства и борьбы противоположностей. И хотя христианская традиция полностью отрицает, что у Адама была жена до Евы, для меня существование Лилит, как некоей воплощенной в женщине энергии, является неоспоримым.

Согласно мифам, Лилит покинула Адама, и благодаря этому спаслась от «грехопадения». Впрочем, не покинь она его, возможно, от него спасся бы и сам Адам, ведь у нее хватило бы ума не срывать запретный плод, несмотря на бунтарский дух. Таким образом, Лилит осталась бессмертной, но стала демоном, одержимым местью за то, что слабовольный Адам не принял ее вызов и предпочел ей более «удобную» и послушную Еву. И, тем не менее, Адам вечно тоскует по Лилит. Эта тоска воспевается в стихах Николая Гумилёва, А. Г. Зарифьяна, Вадима Шефнера, Федора Сологуба, а также в прозе многих авторов. Марина Цветаева и вовсе ассоциирует с Лилит себя саму и пишет от её имени.

Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной-
Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых

Чувств?
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин -
Как живется, милый? Тяжче ли -
Так же ли - как мне с другим?

Лилит и размышления о ней, как и о Еве, также упоминаются в письмах и личных тетрадях Цветаевой.

Но, наверное, больше всего строчек о Лилит можно найти в шестом альбоме Бориса Гребенщикова, которой назван ее именем. «В этом альбоме рекордное для меня количество посвящений любимой женщине, и соответственно Великой Богине. О сакральности женщины этот альбом, и все песни либо напрямую об этом, либо о том, что происходит, когда нет женщины».

Лилит олицетворяет вечную женственность, неодолимый соблазн для мужчины, обольстительность и гордость, ум, свободу, независимость и непокорность. И бесстрашие. Лилит жила по зову бунтующего сердца, не боясь ни Адама, ни Бога, ни мук Ада.

Для меня образ Лилит - это воплощение женского Эроса. И дело тут вовсе не в ее сексуальности и властности, а прежде всего в том, что Лилит, в моем представлении, чуждо все земное. И хоть сама она пробуждает в людях огонь, ее сущность подобна воздуху. Неосязаемая и невесомая, она смотрит на нас сверху и хохочет, наблюдая наше муравьиное мельтешение и озабоченность «мирскими» проблемами. Все, что так дорого Еве - постоянство, стабильность, домашний уют, обязанности, гарантии и уверенность в завтрашнем дне - чуждо бунтарскому духу крылатой Лилит, живущей вне времени и пространства. Воплощение Лилит в женщине и одержимость ею мужчиной - это отголоски памяти о былом бессмертии. И нередко человек обнаруживает в себе готовность поставить на карту всю свою жизнь и броситься в объятия Лилит лишь ради того, чтобы на мгновение ощутить на своих губах сладкий привкус Вечности.

Но рот твой, вырезанный строго, таил такую смену мук, что я в тебе увидел бога и робко выронил свой лук…

Если Лилит так прекрасна, почему она считается демоном?

В общественном сознании «демон» - это воплощение зла. Не стоит при этом забывать, что нам - людям, не познавшим Недвойственную природу всего на уровне опыта - свойственно все делить на плохое и хорошее, на черное и белое. Демоническим, по сути, является все то, что угрожает жизни земной, жизни материи, жизни, возникшей в результате «грехопадения». Лилит - яркий тому пример. Ей нет дела до продолжения рода, до блага общества и прочих «мирских» заморочек. Секс интересует Лилит, прежде всего, как способ наслаждения, а не как способ зачать ребенка (в отличии от Евы), чтобы потом посвятить себя семье. Может быть, она захочет жить с Адамом, а может и нет. Может быть, захочет родить детей, а может и нет. Одному Богу (или черту?) известно, что там у нее на уме. Да и сама она, скорее всего, этого не знает. Для нее не существует принципов и правил. И чем больше в женщине выражено преобладание Лилит над Евой, тем более ей свойственны эти качества. Невозможно предсказать, чего женщине-Лилит захочется завтра, но возможно знать наверняка - она пойдет и сделает это, невзирая ни на что. Она нарциссична, и в этом прослеживается ее родство с Люцифером. Само собой, что мужчина, подпитываемый энергией женщины-Лилит, со временем станет таким же неуправляемым и непредсказуемым.

Исходя из вышесказанного, не мудрено,отчего Лилит считают воплощением зла, пожирающим младенцев, а христианская религия и вовсе ее не признает. Ева гораздо удобнее с точки зрения управленческой функции религии, которая, безусловно, давно стала одной из основных ее функций. Адам и Ева - идеальный материал для власти, очень «удобная» пара. В то же время, их тип взаимоотношений идеален и с точки зрения продолжения земной человеческой жизни, в отличие от союза Адама с непокорной Лилит. Возможно, не будь в нашем мире Лилит, человечество не знало бы войн и многих других бед. Но не знало бы оно и искусства. И красивых поступков. И героизма. Мир был бы тусклым и однообразным, и изо дня в день тянулась бы серая обыденность, высасывающая из людей само ощущение себя Живыми. Ведь «художники существуют только потому, что мир несовершенен».

Ты об Еве слыхала, конечно, не раз,
О праматери Еве, хранящей очаг,
Но с какой-то тревогой… И этот рассказ
Для тебя был смешное безумье и мрак.
У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут:
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель, и в доме уют.

Чем больше женщина одержима Лилит - тем больше она обречена страдать. И это, опять же, вписывается в представление о том, что Лилит - это все-таки демон.

Мы - не вольные духи, а всего лишь люди. И на каком бы уровне ни пребывало наше сознание, мы в любом случае ограничены физическим телом. Мы живем в мире материи, в земном мире. И в этом земном мире женщина, воплощающая собой Лилит, всегда будет ощущать презрение и осуждение общества. Потому что общество - это живой организм, и как любой организм, он наделен инстинктом самосохранения и способностью предчувствовать приближающуюся угрозу. Лилит, живущая земной жизнью, - это птица, запертая в тесной клетке чуждых ей ограничений и постоянного насилия ее истинной сущности во имя блага общества. Как правило, женщине-Лилит очень трудно найти общий язык с другими женщинами, и обусловлено это, опять же, женской интуицией, ощущающей таящиеся в Лилит опасности. Она обречена страдать прежде всего потому, что чувствует себя в тисках земного мира, отвергнутая одновременно и небесами, и этим земным миром. Еве же для счастья надо не много - найти своего Адама и спрятаться «за мужем».

История знает период, когда общество объявило Лилит настоящую войну. Это - «охота на ведьм», времена Святой Инквизиции. Все те черты, которые делали женщину подозреваемой в колдовстве - природный магнетизм, завораживающий взгляд, харизма, умение обворожить, околдовать, соблазнить - это черты Лилит. С этой точки зрения можно даже сказать, что подозрения Инквизиции в демонизме этих женщин строились не на пустом месте. Но способ, который был выбран для борьбы с Лилит как с демоном, - такой же демонический. Это была война демонов против демонов. Впрочем, так можно сказать про любую войну. Ибо святости война неведома.

Но рот твой, вырезанный строго,
Таил такую смену мук,
Что я в тебе увидел бога
И робко выронил свой лук.
Толпа рабов ко мне метнулась,
Теснясь, волнуясь и крича,
И ты лениво улыбнулась
Стальной секире палача.

Никогда не придёт Лилит, а забыть себя не велит

Лилит – это погибель для земной человеческой жизни. Ну или, по крайней мере, для жизни социальной. Если представить, что в мире существует только энергия Лилит без Евы, то этот мир будет воплощать собой сплошной хаос. Но почему Творец наделил энергию Лилит такой магнетической притягательностью? Куда логичнее было бы наделить ею Еву - мать, от которой пошел весь род человеческий, и личные качества которой гарантируют непрекращающуюся земную жизнь. Но почему Лилит? Может быть, наше влечение к Лилит основано на интуитивном ощущении, что она открывает путь к куда более высшим формам существования сознания? Энергия Лилит - это сила, и как любую силу, ее можно использовать во имя блага и развития.

Более того, есть еще одна очень интересная мне закономерность. Чем более развито общество, тем больше в нем воплощен в жизнь дух Лилит: равенство полов, свобода творчества и бунта и тому подобное. Если посмотреть статистические данные о рождаемости, нетрудно заметить и другую закономерность: чем более развито общество, тем ниже индекс рождаемости. Большинство людей скажет, что низкая рождаемость - это плохо, но у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Может быть да, а может и нет. Ведь нам не дано знать, что находится там, за пределами земного существования? А может там и нет ничего? Может быть Лилит нас ведет к погибели не только в физическом, но и духовном смысле, а может - наоборот, назад в Рай, к свободе от земных оков? Ведь те, кто говорят, что она все-таки ведет в Ад, не могу заслуживать доверия, так как имеют с этого личную выгоду. Ад и Рай - это лишь земные понятия, которые рано или поздно исчезнут вместе в иллюзией разделенности. Способна ли Лилит, как воплощение Эроса, ускорить этот процесс?

Лилит - это одновременно голос глубин и голос небес. Ум, вкусивший «запретный плод» и познавший сравнительное восприятие, Добро и Зло, будет вечно пытаться понять ее природу, чтобы отнести ее к одному из полюсов. Но с Лилит это не возможно, ведь сама она не ела того плода. Она не знает Добра и Зла. Она - воплощение Эроса, стремящего всё время выйти за рамки, превзойти, не давая своим действиям ненужных оценок и не выдвигая суждений. Именно поэтому Лилит так близка творческим личностям и обожествляема ими, в то время как личностям, стремящимся запихнуть человечество в узкие рамки и правила, она противна и представляется самим дьяволом. Как бы мы не относились к Лилит, она никогда не отступит. Эта битва заведомо проиграна, и, возможно, именно таков замысел Творца. Она, манящая и непокорная, будет являться нам время от времени, и своим поцелуем оставлять на губах сладкий привкус Вечности, не позволяющий забыть свою истинную, глубинную и бессмертную природу. И это прекрасно.

Ты весь мир зазываешь к себе на свиданье,
Являясь ему в эротических снах.
Ты преследуешь женщин в их собственных спальнях,
Аккуратно подмигивая в зеркалах.

Поцелуй твой воздушный из Вечности прямо,
Той, где нету войны между злом и добром,
Соблазняя сердца непокорных и рьяных,
Будит память о нашем бессмертьи былом.

Далеко за пределы земной атмосферы
Приглашает нас твой гипнотический взгляд.
Но куда ты зовешь, о, жена Люцифера?
И позволишь ли ты возвратиться назад?

Про тебя столько мифов и столько сказаний,
Исходящих от трусов, презренных тебе.
Ты для них воплощаешь источник страданий,
Ведь легко находить все причины вовне.

Ты опасна им как воплощение бунта.
Ненавистна, как истинный дух мятежа.
Ты не терпишь покоя, не терпишь уюта,
Ты огнем изнутри разжигаешь пожар!

И ты будешь жестоко смеяться над нами,
Но с одной только целью - спасти нас самих.
Воплощение Эроса - движущей силы,
Ты вселяешь в сердца всех до сих пор Живых.

Некоторые ранние апокрифы христианства, не вошедшие в библейский канон, гласят, что первой женой Адама была отнюдь не Ева. Каждый из нас знает, что после сотворения мира Бог создал по своему образу и подобию Адама, а затем, обнаружив, что первый человек одинок, взял у него ребро и сотворил из него Еву. Однако есть мнение, что некоторую часть истории первых лет человечества от нас тщательно скрывают.

Исходя из древних текстов, многие считают, что первой женщиной и супругой Адама стала Лилит, созданная Господом вместе с мужчиной. Однако Лилит была отвергнута и изгнана Творцом из Эдема после того, как оказалось, что она была не глупее Адама и имела волевой характер, не желая подчиняться во всем мужу. В Книге книг этот персонаж, дескать, не упоминается по той причине, что Лилит не соответствует церковным канонам, по которым женщина должна быть кроткой и слабой, целиком покоряясь мужчине.

Ни для кого не секрет, что традиционная Библия подвергалась значительной цензуре (причем не раз), и немала, изначально находившаяся в ней информация, была отфильтрована. В вышеупомянутых сохранившихся апокрифах утверждается, что Бог создал одновременно мужчину и женщину.

В Библии короля Иакова написано, что Лилит появилась на свет равной Адаму, причем не только душевно и умственно, но также физически. Согласно апокрифическим текстам, подвергшимся католической цензуре, Лилит могла даже превосходить Адама по всем параметрам. У нее был твердый характер, и в своем браке она желала быть наравне с мужем. К примеру, она имела такой же большой сексуальный аппетит, как Адам. Она не хотела лишь удовлетворять интимные потребности супруга, и требовала, чтобы тот делал для нее то же самое.

Изгнание Лилит из рая

Считается, что именно своенравие и непослушание Лилит, выливавшиеся в постоянные конфликты с Адамом, привели к тому, что первая женщина была отвергнута как Создателем, так и своим мужем. Согласно одной теории, Адам попросил Всевышнего избавить его от присутствия непослушной супруги. Другая версия гласит, что Лилит самой надоело такое несправедливое отношения, и она произнесла в гневе тайное имя Бога, после чего добровольно покинула рай.

Но куда же она после этого отправилась, если на Земле было всего два человека? Существует предположение, что Лилит побежала прямиком к начальнику демонов и ангелу смерти Самаэлю, который охотно принял ее в свои объятия. Лилит превратилась в злого демона, после чего родила новому мужу потомство. В каббалистической теории говорится, что впоследствии, когда людей в мире стало больше, она начала убивать младенцев и издеваться над спящими мужчинами.

Адам же, опять оставшийся один, попросил Бога создать себе новую подругу жизни. И на этот раз, чтобы женщина была куда более покорной, Отец Небесный сотворил ее из ребра Адама. Однако и она в итоге оказалась плохой женой, вкусив сначала сама, а потом и супруга соблазнив запретным плодом. В итоге пара была навсегда изгнана из Эдема, как и Лилит до этого. Человечество, расселившееся по всему миру за пределами райского сада, впало в постоянный грех и начало страдать.

Вероятно, в патриархальном обществе духовенство не могло допустить, чтобы верующие имели перед собой пример сильной и независимой женщины, которая хотела и, главное, могла быть равной мужчине. Но ведь Всевышний абсолютно справедлив ко всем своим детям, а потому Лилит непременно существовала до Евы и именно такой, какой ее описывают древние апокрифы. Все остальное, как говорится в самом святом писании, от Лукавого…

Имя Лилит происходит от слова "Лайла”-ночь (AlNavy: иврит), переводя при этом "Лилит” как "ночная” (AlNavy: Лейлит, если быть точным). Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия.

Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "Адам”, которое произошло от слова "Адама” (AlNavy: земля). Слово "Адам” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из земли]. Я не стану покоряться тебе.
- Я создан по образу Элоима (AlNavy: Элоим-Бог (иврит)) и не могу унизиться до твоего уровня. Ты не что иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве (AlNavy: или Иегова- Создатель (иврит)). Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор.

Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму.– А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль(AlNavy: или Сатана). Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим) (AlNavy: Черти - иврит), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Авеля и Каина.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан).

Самый распространенный образ Лилит– это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.)

Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Лилит”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Лилит” как "ночное привидение” (AlNavy: Как уже было сказано- на самом деле "Лилит"- просто "ночная" на иврите).

Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат (AlNavy: Аграт- дочь Махлат (иврит)) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на историю Лилит. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная (AlNavy: Адонай- Господь (иврит)) и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная. Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира. Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее.

Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир. С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, с другой стороны, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Возвращаясь к каббалистическому осмыслению Лилит- Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой.