Биография некрасова основные темы и мотивы творчества. Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова. Перечень произведений для ЕГЭ

Описание презентации ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА по слайдам

Я лиру посвятил народу своему, Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен. Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди. . . Н. А. Некрасов. «Элегия»

Народная судьба становится основным содержанием поэзии, народное чувство – авторским чувством В судьбе героя проявляются общие закономерности жизни Женская судьба символизирует судьбу крестьянской России. Главная тема творчества

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 1. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека» , судьба женщины-крестьянки.) («Поэмы: «Коробейники» , 1861 г. ; «Мороз, Красный нос» , 1861 г. Стихотворения: «В дороге» , 1845 г. ; «Тройка» , 1846 г. ; «Еду ли ночью…» и др.)

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 2. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов. («Памяти приятеля» , 1853 г. ; поэма «В. Г. Белинский» , 1855 г. ; «Пророк» , 1874 г. ; «Элегия» , 1874 г. ; «Памяти Добролюбова» , 1864 г. и др.)

«Памяти Добролюбова» 1) Расскажите о времени написания стихотворения. 2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 3. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок. Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины» 4. Тема поэта и поэзии. («Поэт и гражданин» , 1856 г. ; «Друзья» , 1876 г. ; Элегия, 1874 г. ; «Сеятелям» , 1876 г.)

Первый сборник сочинений – 1856 г. Структура сборника: Эпиграф: «Поэт и гражданин» 1 раздел: стихотворения о народе 2 раздел: сатирические стихотворения о власть предержащих 3 раздел: поэма «Саша» 4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная лирика «Поэт и гражданин» — поэтический манифест Н. А. Некрасова

1. Форма диалога, традиционная для русской литературы: — Ломоносов «Разговор с Анакреонтом» — Пушкин «Поэт и толпа» , «Разговор книгопродавца с поэтом» — Лермонтов «Журналист, читатель, писатель» 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта Поэт и гражданин

Поэт и гражданин 3. Жизнь поэта есть жертвоприношение обществу, Отчизне. 4. Но поэт сомневается в своих силах, т. к. собственный путь не представляется ему безгрешным. Стихотворение – это и внутренний диалог поэта (поэт сомневается в своем праве служить высокой идее).

Стихотворения на тему «Поэты и поэзия» « Поэт и гражданин» (1856) «Вчерашний день, часу в шестом» (1846) «Блажен незлобивый поэт» (1852) «Муза» (1852) «Безвестен я. Я с вами не стяжал» (1865) «Праздник жизни – молодости годы» (1855) «Замолкни, муза мести и печали» (1855) «Элегия» (1874) «Пророк» (1874) «Поэту» (1874) «О муза! Я у двери гроба…» (1877)

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия» Почему стихотворение называется «Элегия» ? В чем его сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX века? Почему поэт называет страдания народа «старой темой» ? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе? Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням? Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения? Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству Пушкина? Как Некрасов решает для себя проблему предназначения поэта?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 5. Тема родины и природы. («Тишина» , 1857 г. ; «Рыцарь на час» , 1862 г. ; «На Волге» , 1860 г. ; «Перед дождем» , 1846 г. ; «Зеленый шум» , 1862 г. ; «Родина» , 1846 г.)

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА 6. Тема любви. «Я не люблю иронии твоей…» , 1859 г. ; «Мы с тобой бестолковые люда…» , 1851 г. ; «Да, наша жизнь текла мятежно» , 1850 г. и др.

Понимая, что цензура в любой момент может запретить любое произведение, даже уже и набранное в типографии, и желая обеспечить журнал материалом, которым всегда можно было бы заполнить появившуюся брешь, Некрасов вместе с А. Я. Панаевой, писавшей под псевдонимом Н. Станицкий, приступил к работе над большим романом «Три страны света» (1848 - 1849). В письме к Тургеневу поэт признавался, что обстоятельства заставили его «пуститься в легкую беллетристику» . Вместе с А. Я. Панаевой Некрасов написал еще один большой роман - «Мертвое озеро» (1851). Совместная работа сблизила поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже давно любил. Вскоре она стала его гражданской женой.

В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой. Но и после окончательной разлуки Некрасов продолжал любить Панаеву.

Поэтическое кредо Некрасова Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. « Нет науки для науки, нет искусства для искусства – все они существуют для общества, для облагораживания, для возвышения человека для его обогащения знаниями и материальными удобствами жизни. » (1855 г.)

Поэт настолько слился с народом, с его представлениями, идеалами, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа (городской бедняк, солдат-рекрут, крепостной мужик, женщина-крестьянка, демократ-разночинец). Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти. Такой образ Л. г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.

Псевдонимы Н. А. Некрасова: Н. Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт; Ник – Нек; Перепельский; Савва Намордников; Н. Станицкий

1. Стал новатором в области содержания и формы: расширил границы поэзии, посчитав, что объектом ее может стать любое чувство или ощущение. 2. Основное направление его творчества – социальная тема. Новаторство Н. А. Некрасова

Новаторство Н. А. Некрасова 3. В его поэзии народ заговорил своим настоящим, подлинным языком 4. Лирический герой поэзии Некрасова жил в постоянном конфликте с самим собой: Мне борьба мешала быть поэтом, Песни мне мешали быть борцом

Особенности стиля Н. А. Некрасова 1. Введение в лирическое стихотворение эпического элемента: стихотворения сюжетны, это или рассказ, или сценка, репортаж с места события. 2. Язык поэзии сближается с языком прозы: деловая, публицистическая, общественно-политическая, разговорная лексика.

Особенности стиля Н. А. Некрасова 3. Многогеройность лирики, монтажный принцип построения стихотворения: герой-персонаж и герой-автор могут сливаться в лирическом «я» или нет. «Родина» , «Крестьянские дети» — Л. г. близок к личности автора; «Огородник» , «Пьяница» — Л. г. – носитель крестьянского сознания

Особенности стиля Н. А. Некрасова 4. Особенность ритмического строя (тон горькой песни) : медлительные трехсложные размеры, разностопные метры, дактилическая рифма, неточная рифма.

Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным: А) сказочно-песенный лад; Б) элементы разговорной речи, прозаизмы; В) монолог, диалог; Г) словесно-образный, синтаксический, отрицательный параллелизм;

Особенности стиля Н. А. Некрасова 5. Соединение литературного стиха с народным (продолжение): Д) постоянные эпитеты; Е) повторы, анафора; Ж) характерные для народного языка суффиксы, частицы.

Перечень произведений для ЕГЭ Стихотворения: «В дороге» , «Вчерашний день часу в шестом» , «Мы с тобой бестолковые люди» , «Поэт и гражданин» , «Элегия» , «О Муза! Я у двери гроба!. . » . Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Дополнительно стихотворения: «Я не люблю иронии твоей» , «Блажен незлобивый поэт…» , «Внимая ужасам войны…» , «Рыцарь на час» , «Сеятелям» . Часть С: 1) Своеобразие лирики Н. А. Некрасова 2) Фольклорные мотивы в лирике Н. А. Некрасова 3) «Душа народа русского» в произведениях Н. А. Некрасова 4) Тема Родины в лирике Н. А. Некрасова

http://rupoem.ru/nekrasov/all.aspx(Все стихи)

http://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/ Кому на руси жить хорошо

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.

1.Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова.Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Каким должен быть поэт? Какова его роль в обществе? Каковы задачи поэзии? В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил взгляды на общественный долг поэта. Он писал о том, что истинный поэт не может быть равнодушен к горю и мукам "не имущих хлеба".

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденность, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром - дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

В нем - драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».

Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.

В литературу XIX века вошлаМуза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа(«Вчерашний день, часу в шестом...»). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.

2. Тема народа и женской судьбы традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его «человеком с народным сердцем». По словам Достоевского, поэт «любил всех тех, кто страдал от насилья».

Стихотворение «Тройка» написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую «заглядеться не диво». Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: «знать, забило сердечко тревогу». Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: «будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». Конец стихотворения полон грусти («и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь»). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях («Вот мчится тройка почтовая»), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: «не догнать тебе бешеной тройки». Стихотворение "Родина" открывает еще одну сторону личности Некрасова. Вчитаемся в строки о величественной душе терпеливой женщины, матери поэта:

Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;

Она была горда, упорна и прекрасна,

И все, что вынести в тебе достало сил,

Предсмертный шепот твой губителю простил!..

Милый сердцу образ матери Николай Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Спустя пять лет после ее смерти он скажет о трагической судьбе дорогого человека, созвучной с судьбами многих русских женщин. Некрасов всегда вспоминал свою мать как сильную женщину. Беззаветная любовь к своим детям, милосердие и способность прощать, но в то же время стойкость, мужество, верность, - этими характерными чертами матери поэт наделил многих своих героинь.

3.«Лирическая эпичность» как феномен лирики Некрасова .

Одним из феноменов поэзии Н. А. Некрасова, является феномен «лирической эпичности». Этот феномен напрямую проходит через всё творчество поэта, зарождаясь ещё в раннем сборнике «Мечты и звуки», где

отразилось постепенное изменение его идейных творческих представлений…

В стихотворении«Размышления у парадного подъезда» преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика «парадного подъезда» и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: «деревенские люди», «армячишко худой на плечах», «крест на шее и кровь на ногах». Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к «владельцу роскошных палат», которое звучит то взволнованно-патетически («Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!»), то скорбно и гневно («Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?»), то зло и иронично («и сойдешь ты в могилу... герой»).

В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение («За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...»). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая«покаянная лирика» - «Умру я скоро», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...» , именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро... Жалкое наследство,

О родина, оставлю я тебе...

Особое место в «покаянной лирике» занимаеттема нравственного идеала , в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России («На смерть Шевченко», «Памяти Добролюбова», «Пророк») . Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся «звездой падучей», но без которых «заглохла б нива жизни». В образе «народных заступников» проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,

В его душе нет помыслов мирских.

Узкий круг лирической тематики он дополнил новой темой- социальной. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний во многих стихах Некрасова..

Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной стало
стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",
"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая
полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в
знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви," - обращается поэт к матери.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный
аналитизм
. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой
стороною медаль крестьянского детства.

Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип - революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
" В стихотворении "Памяти Белинского " поэт делится с читателями печальными воспоминаниями о друге, чья "наивная и страстная душа" стремилась "к одной высокой цели". Перед читателем реальный образ человека, который жил, мечтал и боролся, "упорствуя, волнуясь и спеша", а вовсе не каменный памятник, воздвигнутый на могиле друзьями.

Ты нас любил, ты дружеству был верен -

И мы тебя почтили в добрый час!

Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами чистого искусства. Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.

Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди.
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гпяди!
Сестра твоя родная!»

Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а е образе страдающей крестьянской женщины подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении «Поэт и гражданин», ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта – гражданина, общественного деятеля:

Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно –
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:

Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.

Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений – «Размышления у парадного подъезда», резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.

Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт наглядно показывает примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:

И пошли они солнцем палимы.
Повторяя: «Суди его Бог!»
Разводя безнадежно руками.
И покуда я видеть их мог.
С непокрытыми шли головами.

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: «Ты проснешься ль исполненный сил?»

Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице».
Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты – все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.

Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простои русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.

Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении «Памяти Добролюбова», одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы.
Но болев, учил ты умирать.

Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину, ты родину любил…

Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.

Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.

Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней – народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова; приобретает конкретный, социальный характер.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА

Я лиру посвятил
народу своему,
Быть может, я умру
неведомый ему,
Но я ему служил – и
сердцем я спокоен.
Пускай наносит вред
врагу не каждый
воин,
Но каждый в бой
иди...
Н. А. Некрасов.
«Элегия»

Главная тема творчества
Народная судьба
становится основным
содержанием поэзии,
народное чувство –
авторским чувством
В судьбе героя
проявляются общие
закономерности жизни
Женская судьба
символизирует судьбу
крестьянской России

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
1. Изображение тяжелой жизни русского
народа. (Судьба «маленького человека», судьба
женщины-крестьянки.)
(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный
нос», 1861 г. Стихотворения:
«В дороге»,
1845
г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)

Тройка
Николай Некрасов
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
2. Тема народного заступничества. Образы
вождей революционной демократии в лирике
Некрасов.
(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский»,
1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти
Добролюбова», 1864 г. и др.)

«Памяти Добролюбова»
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись -
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

«Памяти
Добролюбова»
1) Расскажите о
времени написания
стихотворения.
2) Каков идеал
общественного
деятеля,
выраженный поэтом
в стихотворении?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
3. Тема декабризма. Воспевание
декабристок.
Поэмы «Дедушка» и «Русские женщины»
подвига
4. Тема поэта и поэзии.
(«Поэт и гражданин», 1856 г.; «Друзья», 1876 г.;
Элегия, 1874 г.; «Сеятелям», 1876 г.)

«Поэт и гражданин» - поэтический
манифест Н.А. Некрасова
Первый сборник сочинений – 1856 г.
Структура сборника:
Эпиграф: «Поэт и гражданин»
1 раздел: стихотворения о народе
2 раздел: сатирические стихотворения о
власть предержащих
3 раздел: поэма «Саша»
4 раздел: стихотворения о поэзии, любовная
лирика

Поэт и гражданин
1. Форма диалога, традиционная для русской
литературы:
- Ломоносов «Разговор с Анакреонтом»
- Пушкин «Поэт и толпа», «Разговор
книгопродавца с поэтом»
- Лермонтов «Журналист, читатель, писатель»
2. Стихотворение – поэтический манифест
демократического поэта

Поэт и гражданин
3. Жизнь поэта есть жертвоприношение
обществу, Отчизне.
4. Но поэт сомневается в своих силах, т.к.
собственный путь не представляется
ему безгрешным. Стихотворение – это и
внутренний диалог поэта (поэт
сомневается в своем праве служить
высокой идее) .

Стихотворения на тему «Поэты и поэзия»

«Поэт и гражданин» (1856)
«Вчерашний день, часу в шестом» (1846)
«Блажен незлобивый поэт» (1852)
«Муза» (1852)
«Безвестен я. Я с вами не стяжал» (1865)
«Праздник жизни – молодости годы» (1855)
«Замолкни, муза мести и печали» (1855)
«Элегия» (1874)
«Пророк» (1874)
«Поэту» (1874)
«О муза! Я у двери гроба…» (1877)

«Элегия» Николай Некрасов
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая «страдания народа»
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?…
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
«Довольно ликовать в наивном увлеченье,Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: «В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?..»
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа…

Вопросы и задания к стихотворению «Элегия»
Почему стихотворение называется «Элегия»? В чем его
сходство и различие с элегиями русских поэтов начала XIX
века?
Почему поэт называет страдания народа «старой темой»?
Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской
реформе?
Почему автор уверен, что народ не внемлет его песням?
Как и с какой целью меняются образные картины
и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?
Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами
или отсылают читателя к творчеству Пушкина?
Как Некрасов решает для себя проблему предназначения
поэта?

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
5. Тема родины и природы.
(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На
Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый
шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ
ЛИРИКИ Н. А. НЕКРАСОВА
6. Тема любви.
«Я не люблю иронии твоей…», 1859 г.; «Мы с тобой
бестолковые люда…», 1851 г.; «Да, наша жизнь текла
мятежно», 1850 г. и др.

А. Я. Панаева. Писательница.

Понимая, что цензура в любой момент
может запретить любое произведение,
даже уже и набранное в типографии, и
желая обеспечить журнал материалом,
которым всегда можно было бы
заполнить
появившуюся
брешь,
Некрасов вместе с А. Я. Панаевой,
писавшей
под
псевдонимом
Н.
Станицкий, приступил к работе над
большим романом «Три страны света»
(1848-1849). В письме к Тургеневу
поэт признавался, что обстоятельства
заставили его «пуститься в легкую
беллетристику». Вместе с А. Я.
Панаевой Некрасов написал еще один
большой роман - «Мертвое озеро»
(1851). Совместная работа сблизила
поэта с А. Я. Панаевой, которую он уже
давно любил. Вскоре она стала его
гражданской женой.

В середине 1863 года Некрасов расстался с Панаевой.
Но и после окончательной разлуки Некрасов продолжал
любить Панаеву.

Поэтическое кредо Некрасова

Поэтом можешь ты не быть,
но гражданином быть обязан.
« Нет науки для науки, нет искусства для
искусства – все они существуют для
общества, для облагораживания, для
возвышения человека
для его обогащения знаниями и
материальными удобствами жизни.»
(1855 г.)

Поэт настолько слился с народом, с его
представлениями, идеалами, что в
лирике авторским «я» стал сам человек
из народа (городской бедняк, солдатрекрут, крепостной мужик, женщинакрестьянка, демократ-разночинец). Это
их голоса, их чувства и настроения мы
ощущаем у Некрасова, это они сами
говорят о своей боли, страданиях,
мечтах, любви, ненависти.
Такой образ Л.г. повлиял и на
художественную форму стихов поэта.

Псевдонимы Н.А.Некрасова:
Н.Н. ; Феоклист Онуфрич Боб; Новый поэт;
Ник – Нек; Перепельский; Савва Намордников;
Н. Станицкий

Новаторство Н. А. Некрасова
1. Стал новатором в области содержания
и формы: расширил границы поэзии,
посчитав, что объектом ее может
стать любое чувство или ощущение.
2. Основное направление его творчества –
социальная тема.

Новаторство Н. А. Некрасова
3. В его поэзии народ заговорил своим
настоящим, подлинным языком
4. Лирический герой поэзии Некрасова жил
в постоянном конфликте с самим собой:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть борцом


1. Введение в лирическое стихотворение
эпического элемента: стихотворения
сюжетны, это или рассказ, или сценка,
репортаж с места события.
2. Язык поэзии сближается с языком
прозы: деловая, публицистическая,
общественно-политическая,
разговорная лексика.

Особенности стиля Н. А. Некрасова
3. Многогеройность лирики, монтажный
принцип построения стихотворения:
герой-персонаж и герой-автор могут
сливаться в лирическом «я» или нет.
«Родина», «Крестьянские дети»Л.г. близок к личности автора;
«Огородник», «Пьяница» Л.г. – носитель крестьянского сознания

Особенности стиля Н. А. Некрасова
4. Особенность ритмического строя (тон
горькой песни) : медлительные
трехсложные размеры, разностопные
метры, дактилическая рифма,
неточная рифма.

Особенности стиля Н. А. Некрасова

народным:
А) сказочно-песенный лад;
Б) элементы разговорной речи, прозаизмы;
В) монолог, диалог;
Г) словесно-образный, синтаксический,
отрицательный параллелизм;

Особенности стиля Н. А. Некрасова
5. Соединение литературного стиха с
народным (продолжение):
Д) постоянные эпитеты;
Е) повторы, анафора;
Ж) характерные для народного языка
суффиксы, частицы.

Перечень произведений для ЕГЭ

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день часу в
шестом», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и
гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба!..».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Дополнительно стихотворения: «Я не люблю иронии
твоей», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам
войны…», «Рыцарь на час», «Сеятелям».
Часть С: 1) Своеобразие лирики Н.А.Некрасова
2) Фольклорные мотивы в лирике Н.А.Некрасова
3) «Душа народа русского» в произведениях
Н.А.Некрасова
4) Тема Родины в лирике Н.А.Некрасова

Тема: Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова.

Цели урока:

    Проанализировать особенности поэзии Некрасова, её своеобразие и новаторство.

    Рассмотреть основные темы лирики поэта

    Формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

    Вырабатывать умения, сопоставлять лирические произведения с биографией Некрасова

    Раскрыть преемственность лирики Некрасова с поэзией Пушкина и Лермонтова.

    Сформировать мнение о Некрасове как поэте и человеке.

    Воспитывать гражданственность, патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта.

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : урок-поиск.

Технология : элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Методический приём : групповая работа, чтение наизусть.

Наглядность : репродукции картин, тексты, словари.

Ход урока

I. Оргмомент. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя.

Эпиграфы:

«То сердце не научится любить,

которое устало ненавидеть…»

«Я лиру посвятил народу своему…»

«Да знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный?»

1. Работа в группах. Ребята, сегодня мы будем работать с вами в 4 группах, которые сформированы свободно, по вашему желанию, по основным темам творчества Н.А. Некрасова.

- Каждая группа называет тему своего «круглого стола»:

Тема народа и родины;

Гражданская лирика (поэт и поэзия);

Тема дружбы (идеал общественного деятеля);

Любовная лирика.

«Муза»

    Прочитайте стихотворение «Муза» ( 1852 )

    Кто такая Муза? (воспользуйтесь словарем или Интернет-ресурсами). (в греческой мифологии: покровительница искусств и наук. В перен. знач. – источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество)

    А как поэт изображает Музу? (Это и крестьянка, это и судьба поэта. Судьба поэта уподобляется судьбе крестьянки: как и она, поэт гоним и преследуем сильными мира сего. Емкая метафора: крестьянка – сама поэзия…)

«Элегия».

    Прочитайте стихотворение.

    О чем говориться в 1 строфе стихотворения? (обращение к молодежи, о бедственном положении народа)

    О чем говорится во 2 строфе? (выражает свое отношение к реформе 1861 г и продолжает развивать тему служения народу)

    О чем говорится в 4 строфе? (Поэт создает произведения не ради славы, а ради своей совести. Главное – жить можно только в служении народу)

    С каким стихотворением Пушкина данное стихотворение перекликается? (Памятник. Авторитет Пушкина нужен для укрепления собственной поэтической позиции).

«Поэт и гражданин»

    Прочитайте стихотворение.

    О чем спорят герои стихотворения? (

    Кто победил в споре? (Победителя нет. И поэт, и гражданин приходят к выводу, что роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только таланта, но и гражданственности)

«Забытая деревня»

    Прочитайте стихотворение.

    Можно ли назвать это стих-ие лирическим? (не вполне. Нет лирического героя. Это рассказ, иногда иронический, без сочувствия)

    Только ли сожаление автора о жизни крестьян и судьбе деревни мы видим в стихотворении? (Забытая деревня – это вся Россия. Опубликовано в 1856, а годом раньше умер император Николай 1 – старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Будет ли лучше при новом барине – Александре 1?)

«Несжатая полоса»

    Прочитайте стихотворение.

    Что изображает начало стихотворения? (Безмятежный осенний пейзаж, когда природа уже готовится к зимней спячке).

    Как построено стихотворение? Почему Некрасов избрал такую форму построения? (Форма диалога. Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно).

«В полном разгаре страда ….»

    Прочитайте стихотворение.

    Определите время и место действия стихотворения. В каком значении употребляется слово «страда»?(время сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение).

    В чем особенность образа в стихотворении? (автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине).

Стихотворение “В полном разгаре...” написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нём можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении “Элегия”: “Народ освобождён, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

Эта тема тесным образом связана с патриотизмом и народностью поэзии Некрасова. Некрасов впервые в русскую поэзию ввел образ народа: женщина-крестьянка, бурлак, крестьяне-просители, строители железной дороги – все они в центре внимания поэта.

«Памяти Добролюбова»

    Какой образ возникает в стихотворении? (мудрый, жил для страны, отвергал мирские наслаждения).

    Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист) .

(С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов. Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет).

«Памяти Белинского»

    Прочитайте стихотворение.

    Это стихотворение было напечатано под названием «Памяти приятеля», а затем поэт его переименовал. Почему? (Имя Виссариона Григорьевича долгое время было под запретом. Николай Алексеевич считается одним из первых, кто решился его публично упомянуть).

    Почему Белинский является идеалом для Некрасова? (Причиной этому служит то, что именно благодаря Белинскому Некрасов стал великим поэтом. Когда Белинский прочел стихотворение Некрасова «Железная дорога», он со слезами на глазах подошел к нему и сказал: «Знаете ли Вы, что Вы поэт - и поэт истинный!»)

Идеал появляется в творчестве Некрасова, пронизанной беспредельной любовью к Родине, способный отдать во имя нее жизнь.

Группа №4. Любовная лирика.

    Прочитайте стихотворения.

    Какую любовь вы видите в лирике Некрасова? (любовь согревает человека, помогает выжить в жестоком мире)

    Прочитайте стихотворение.

    *Кому оно посвящено? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом). (избранница - не светская львица и записная кокетка, а обычная крестьянская девушка, 18-летняя Фекла Викторова. Она была сиделкой поэта и настолько преданно за ним ухаживала, что Некрасов, зная о своей сокрой смерти, вес же решил с ней обвенчаться, чтобы избавить ее от нищеты и необходимости батрачить на господ. После венчания Некрасов стал звать супругу Зинаидой, считая, что это имя подходит к его избраннице гораздо больше, чем простонародная Фекла. Девушка не отличалась особой красотой, не умела читать и писать, но при этом обладала феноменальной памятью, поэтому знала наизусть практически все стихи своего мужа.

    Что поэт говорит о будущем своих стихов? (Автор убежден, что его слава очень скоро померкнет. Некрасов считает, что не достоин зваться поэтом, так как не смог посвятить литературе всю свою жизнь).

В любовной лирике Некрасова тесно переплетаются любовь и страдание, а радость и счастье перемежается слезами, отчаянием, ревностью. Эти чувства понятны во все времена, а стихи волнуют и заставляют сопереживать и сегодня. Попытки проанализировать свои чувства находят отклик в сердцах читателей, и даже мучительная ревность и боль от разлуки со своей любовью, которую испытывает лирический герой, заставляет верить в свет любви.

2. Вывод. Итак, можно сделать вывод, что становление Некрасова как поэта состоялось благодаря огромной любви к народу, своей матери, совместной работе с революционерами- разночинцами. Широка и многогранна была деятельность Некрасова. В его творчестве нашли своё отражение реальная жизнь страны во всех её проявлениях. Поэт жил тревогами и заботами своего времени, следил за всеми переменами, происходящими вокруг. Никто в русской литературе не писал о народе с такой проникновенной и сострадательной любовью, как Некрасов, и никому не удалось так глубоко и всесторонне раскрыть всю сложность, противоречивость и непредсказуемость русского национального характера. Недаром поэт сказал о себе:

Я признан был воспеть твои страданья
Терпеньем изумляющий народ.

3.Вопрос. В чем заключаются особенности поэзии Некрасова? (обсуждение вариантов ответа).

Особенности поэзии Некрасова (запись в тетрадь):

    Поэзия Некрасова открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды и страдания;

    Герои вносят в стихи новую речь- грубую, неблагозвучную, повседневную;

    Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются;

    Его поэзия всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений.

III . Подведение итогов.

IV . Д/З. 1. Выучить наизусть любое стихотворение.

2. Сделать письменный анализ любого стихотворения.

Группа 1. Тема поэта и поэзии.

«Муза»

    Прочитайте стихотворение .

    Кто такая Муза?

    А как поэт изображает Музу?

«Элегия». Жанр – элегия (в данном жанре выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления о жизни)

    Прочитайте стихотворение.

    Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

    О чем говориться в 1 строфе стихотворения?

    О чем говорится во 2 строфе?

    О чем говорится в 4 строфе?

    С каким стихотворением Пушкина данное стихотворение перекликается?

«Поэт и гражданин»

    Прочитайте стихотворение.

    О чем спорят герои стихотворения?

    Кто победил в споре?

    Подготовьтесь к чтению по ролям отрывка стихотворения.

Группа 2. Тема родины и народа.

«Забытая деревня»

    Прочитайте стихотворение.

    Какие картины встают перед нами?

    Можно ли назвать это стих-ие лирическим?

«Несжатая полоса»

    Прочитайте стихотворение.

    Что изображает начало стихотворения?

    Как построено стихотворение? Почему Некрасов избрал такую форму построения?

«В полном разгаре страда ….»

    Прочитайте стихотворение.

    Определите время и место действия стихотворения. В каком значении употребляется слово «страда»?

    В чем особенность образа в стихотворении?

Группа №3. Идеал общественного деятеля.

«Памяти Добролюбова»

    Какой образ возникает в стихотворении?

    В чем особенность образа России? (

    * Что вы знаете о Добролюбове? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом)

«Памяти Белинского»

    Прочитайте стихотворение.

    Это стихотворение было напечатано под названием «Памяти приятеля», а затем поэт его переименовал. Почему?

    Почему Белинский является идеалом для Некрасова?

    * Что вы знаете о Белинском? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом)

Группа №4. Любовная лирика.

«Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…»

    Прочитайте стихотворения.

    *Кому они посвящены? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом)

    Какую любовь вы видите в лирике Некрасова?

    В чем особенность образа женщины?

«Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право…»)

    Прочитайте стихотворение.

    *Кому оно посвящено? (для ответа на этот вопрос воспользуйтесь Интернетом).

    Что поэт говорит о будущем своих стихов?