Хотей с поднятыми руками. Что такое нэцкэ - история, виды фигурок и их значение. Из чего делают нэцке

Хотей – это бог богатства, веселья и счастья. В фен-шуй Хотея используют для того, чтобы гармонизировать пространство и наполнить жизнь человека радостными моментами. Сейчас Будду изобилия знают в качестве денежного бога, но он с радостью помогает и в других сферах: в карьере, учебе и даже в семейных делах.

Такие сувениры уже давно пользуются спросом на Востоке, но и у нас эти талисманы набирают популярность. Чтобы правильно применить атрибут незнакомой культуры, нужно знать, как выбрать амулет и где его поставить. Давайте же разберемся во всех этих вопросах.

Многие слышали о том, что фигурка Хотея помогает привлечь богатство. Такая интерпретация этого божества характерна для современности. В синтоизме, традиционной японской религии, Хотей входит в семерку богов, приносящих удачу. Поэтому его способности более широкие, чем приумножение денежных средств.

Хотей, или смеющийся Будда изобилия – это бог богатства, веселья и счастья.

Внешность у бога не самая привлекательная – он лыс и толстоват, но зато всегда искренне и добродушно улыбается. Из-за визуальной схожести Хотея и просветленного Сиддхартхи Гаутамы, известного под именем Будда, этих двоих персонажей часто путают. Поэтому бога богатства, веселья и достатка также стали называть “Смеющимся Буддой”. Но “Будда” Хотей имеет при себе холщовый мешок, а статуэтки настоящего Будды делают без него.

Есть две версии, объясняющие, зачем богу мешок за спиной. Согласно одному из предположений, он прячет туда все людские горести и беды, оставляя только позитив. Другая версия утверждает, что именно из этого мешка людям раздаются дары – богатство и счастье.

До наших дней дошли несколько легенд, открывающих происхождение талисмана:

  • Первая легенда о Хотее говорит о том, что прообразом бога был реально существующий человек – монах. Жил он на территории Китая множество лет назад и звали его Ци-Цы. На месте монаху не сиделось – он любил путешествовать по разным странам. Со временем люди стали замечать, что там, где появлялся Ци-Цы, всегда царило веселье, заводилось счастье и деньги. Это привело к тому, что мастера начали изготавливать фигурки монаха из камня и дерева, чтобы они приносили удачу.
  • Согласно другой легенде Смеющимся Буддой был Майтрея. И был этот мужчина настолько красивым, что пленял своей красотой всех женщин, которых встречал на своем пути. Устав отвергать влюбленных дев и разбивать им сердца, бог перевоплотился в непривлекательного мужчину. Ну а, чтобы утешить горевавших девиц, он дарил им счастье и богатство. С тех пор этого человека стали считать божеством, приносящим благополучие.

Виды и значение фигурок Хотея

Хотей с детьми поможет обзавестись здоровым потомством.

Среди ассортимента талисманов в магических лавках всегда найдется статуэтка бога Хотея. Наверняка вы обратили внимание, что миниатюрные фигурки этого божка встречаются в разном виде. Мужчина в пирамиде с монетами, в компании жабы и даже Хотей с детьми. Но какую же из них выбрать?

Легко определиться, если знать, какой смысл вкладывают в эти фигурки:

  • Хотей на жабе – это один из самых сильных денежных талисманов. с красными глазами и монеткой во рту отлично справляется с задачей привлекать деньги. Но вместе со Смеющимся Буддой Чань Чу сделает вас еще богаче!
  • Обладатель статуэтки бога с драконочерепахой научится заключать выгодные сделки. Он станет мудрым и вдумчивым, как черепаха, а от дракона получит силу и удачу.
  • Вариант с божком в пирамиде, где пересыпается песок цвета золота и монетки, способствует успеху в карьере. Такой Хотей помогает сосредоточиться на одной большой цели, а также подвести ее к успешному завершению.
  • Божок, держащий в руках жемчужину, положительно влияет на духовное развитие человека.
  • Тем, кто решил обзавестись детьми, понадобится фигурка с детишками. Подобный амулет помогает не только с рождением малыша, но и обеспечивает его содержание.
  • Хотей с веером, покровитель счастья способен принести резкие перемены в вашу жизнь – разумеется, положительные. Своего обладателя он одарит удачей и деньгами.
  • Бог с монетками или золотыми слитками – еще один денежный талисман. В некоторых вариациях встречается фигурка с коромыслом, к которому прицеплена корзина с золотом. От статуэтки с жабой такая фигурка отличается тем, что она, помимо привлечения денег, еще учит правильно с ними обращаться.
  • Божество счастья с четками в руках помогает тем, кто ищет знаний и самосовершенствования.
  • Фигурка с посохом из бамбука или женьшеня благоприятствует достижению богатства и долголетию.

Классический вариант изображения бога Хотея – с мешком за спиной. Такая вещичка подарит своему хозяину процветание во всех жизненных сферах.

Как видите, вариаций Будды, раздающего счастье, действительно много. Приобретите ту, что соответствует вашим желаниям или нуждам. Но лучше не покупать статуэтку спонтанно, а заранее все продумать. Вы должны определиться, куда собираетесь ее поставить. Исходя того, в зоне какой стихии будет находиться талисман, выберите его материал.

Куда ставить статуэтку Хотэя в доме

После покупки талисмана нужно подобрать ему место в доме. Ставить фигурку где попало нельзя, ведь тогда ее влияние на вашу жизнь будет хаотичным, слишком непредсказуемым. Чтобы знать, куда поставить божка, нужно использовать сетку Багуа.

В фен-шуй восьмиугольник Багуа – это специальная схема, с помощью которой можно определить расположение различных зон в выбранной части дома.

Нарисуйте многоугольник Багуа на листке или загрузите его изображение на портативное устройство. Кроме того, вам понадобится узнать, в какой стороне находится север. Определив северное направление, расположите Багуа таким образом, чтобы его северная часть, отвечающая за карьеру, совпадала с географическим севером.

Теперь можно выбирать место для фигурки. Несмотря на то, что у Будды Изобилия чаще всего просят денег, юго-восточная зона богатства – это не единственное пространство, где может разместится бог Хотей.

  • Божок с жемчужиной отлично подойдет для размещения в зоне мудрости. Она находится на северо-востоке.
  • Бога богатства и веселья на пирамиде из монет следует поставить четко на севере, ведь это зона карьеры.
  • Фигурку в окружении детей лучше всего пристроить на западе или же на востоке – там находится сектор детей и семьи.

Вспомните значение разных видов нэцкэ, и вы без труда сами поймете, куда поместить амулет.

Учтите, что материал талисмана и зона, в которой он будет поставлен, должны совпадать или хотя бы гармонировать между собой. То есть, нельзя ставить фигурку, изготовленную из металла, в зону огня, ведь взаимодействие этих элементов приводит к уничтожению металла.

Как обращаться с фигуркой Хотея

Статуэтку Хотея разрешается ставить практически в любой зоне Багуа. Но при этом нужно проследить, чтобы божок занимал заметное, так сказать, почетное, место. Этот талисман не принято прятать от посторонних глаз – наоборот, его должен видеть каждый входящий.

Поставив миниатюрную фигурку Хотея на книжную полку или на рабочий стол, не заставляйте его другими безделушками. Поставьте амулет впереди других статуэток и фотографий.

Чтобы договориться с Хотеем – потрите его живот по часовой стрелке ровно триста раз.

Разместите бога веселья на чистой, незахламленной поверхности. Ни в коем случае не на полу. Если бог Хотей небольшого роста, то он должен находиться на уровне глаз или немного ниже этой линии. На полу разрешается ставить только большие статуи.

С использованием нэцкэ Хотея связана одна интересная традиция. Считается, что если погладить живот божку, то он выполнит заветное желание. Чтобы мечта исполнились наверняка, нужно знать, как правильно погладить живот Хотею.

Ничего сложного в этом нет, хотя времени эта процедура займет порядочно. Чтобы просьбы была услышана, потрите пузатой фигурке живот. Делают это строго по часовой стрелке и определенное количество раз – ровно триста.

Вы можете гладить пузико божества перед выходом из дома. По поверью это помогает получить небольшую дозу удачи на текущий день.

Почаще смотрите на фигурку, думая о своих сокровенных желаниях, не забывайте тереть ее перед выходом и своевременно убирать с божка пыль и талисман принесет вам счастье.

Нэцкэ (яп. netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗 ), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物 ). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси

(紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.

катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.

анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

саси

Маска (яп. 面 мэн) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.

маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, скатабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.


рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

кагамибута

************************************

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

Два самурая.

"Мальчик, рисующий богиню счастья Амэ-но Удзумэ".
Помните "Каникулы Кроша". Я из них про нэцке узнала, т.е. из книги и фильма)

демон

нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой. Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком. Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком. Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком. Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой. Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ. Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

Как бывает у мужчин - приветствовалась эротика)

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама) Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см. Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

нецке Краб

Игроки в кости

Танец на празднике урожая - японская подписная нецке из слоновой кости, автор Тадамори

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.

Слоновая кость, тонировка,гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА

Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

Беременная женщина.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ. Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ
Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

Спасибо yip , который сделал классный клип!!


Вы заметили, что много бытовых фигурок, женских.. то, что напоминает о доме и любимых!)

Надеюсь, вам было интересно!!) Капочка Капа

Использованы материалы - вики,

Бог Хотей в теории фен-шуй – это бог богатства, здоровья, счастья, веселья. Данный персонаж имеет массу различных прозвищ – Будда изобилия, Смеющийся Будда, Нэцкэ и много других. Термин «хотей» означает «мешок из холста», сопровождающий бога всегда и везде. Из него святой извлекает те блага, которых достоин каждый, кто четко выполняет все предписания учения фен-шуй.

Существует поверье, что прообраз ныне знаменитого бога Хотея – монах по имени Ци-Цы, реально живший в Китае много лет тому назад. Он был очень доброжелательным, веселым, щедрым. Советы Ци-Цы всегда приносили удачу и способствовали благосостоянию тех, кому он их искренне раздавал.

Статуэтка Хотея является сувениром, наиболее популярным в восточных государствах. Это желаемый для каждого человека талисман, привлекающий в дом, офис достаток, здоровье, счастье. Такую вещь необходимо поставить обязательно в правильной точке дома. После этого очень скоро наступят существенные улучшения в сфере финансов.

На вид это фигурка лысого толстого пузатого мужичка, обычно сидящего, с мешком наперевес. Его увеличенные статуи в странах Востока часто встречаются на улицах прямо возле входа в рынки, торговые комплексы, магазины. Так Хотей бог богатства привлекаетклиентов и повышает прибыль хозяина торговой точки. В своем жилище нет смысла держать талисман подобного размера.

Небольшая статуэтка действует не менее эффективно, чем крупная статуя. Главное – правильный выбор места для ее установки. Холщевой мешок, который всегда носит персонаж, по одной версии, наполнен несметными богатствами, по другой – в него бог забирает человеческие горести, болезни и безденежье.

Разновидности и значение фигурок Хотея

Изображения божества производятся во всем мире белыми либо золотистыми. Материал изготовления значения не имеет. Статуэтки могут быть сделаны из дерева, металла, каменной крошки, гипса, глины. Размеры для производства – произвольные. Существую строго определенные виды этого бога. Статуэтка Хотея может сидетьна лягушке, держать в руках веер, в пирамиде, с четками, жемчужиной, в окружении детей и много других.

Наиболее распространенные исполнения талисмана:

  1. Сидящий на трехлапой жабе. Лягушка о трех лапах – самый сильный символ в учении фен-шуй, служащий для привлечения денежных потоков. Если бог сидит на жабе – это означает, что такой фетиш значительно сильнее привлекает финансы в дом, квартиру, офис, чем простая фигурка. Этот оберег очень поможет тем категориям людей, которые хотят быстро разбогатеть.
  2. Сидящий на драконочерепахе. Символ хорошо привлекает финансовые потоки. Он эффективно помогает людям создавать знакомства, партнерские связи, необходимые для успешного продвижения бизнеса. С его присутствием намного удачнее заключаются контракты, договора и выгодные сделки. Благодаря амулету, легче будет заполучить покровительство влиятельных людей. Он способствует выгодному размещению денежных вложений и получению многократной прибыли.
  3. В пирамиде с золотым песком и монетами. При наличии данного оберега предприниматели и владельцы построят успешную карьеру. Он поможет сосредоточиться на самом выгодном бизнесе, не метаться и не шарахаться в поисках подходящего дела, не размениваясь по пустякам.
  4. С жемчужиной. Жемчуг символизирует финансовый успех, богатство и процветание. Амулет притягивает деньги, как магнитом. У него есть еще одно свойство – способствовать духовному росту человека, открывая ему кратчайший путь к познанию всего нового, прогрессивного.
  5. С веером. Нэцкэ привлекает деньги, удачу. Талисман способствует жизненным переменам в лучшую сторону.
  6. С тыквой-горлянкой, бамбуком, персиком, женьшеневым посохом. Фетиши с такими дополнениями продлевают жизнь и притягивают деньги.
  7. С четками. Открывают путь к знаниям, приносят богатство.
  8. С чашей, золотыми слитками либо монетками. Одновременно привлекают финансы, а также способствуют их разумным и эффективным вложениям.
  9. С коромыслом, на котором висит корзина с золотыми слитками и монета счастья. Привлекает благополучие, удачу, счастье, богатство.
  10. Хотей с детьми. Оберег способствует тому, чтобы супружеские пары обзавелись детьми. Дополнительно он привлекает деньги для их благополучного развития, роста и пропитания.

Исполнение влияет на значение талисмана. Статуэтка Хотея приобретаетсяв зависимости от мечты или желания владельца.

Бог Хотей в фен-шуе

Куда же поставить столь мощный символ богатства в доме? Фигурку бога Хотея следует располагать в той зоне дома, квартиры, офиса, где она будет соответствовать конкретным желаниям владельца талисмана. Уважение, почет, славу приносит оберег, находящийся внутри помещения рядом с входными дверями. Его необходимо поставить лицом к входной двери.

Расположив фетиш в южной зоне жилого помещения, можно добиться признания конкретных достижений владельца фигурки. Богатство, достаток, деньги привлекает амулет, стоящий в юго-восточной зоне вашего дома, квартиры, офиса. Вскоре это выразится в том, что неожиданно для вашей семьи откроется совершенно новый источник прибыли либо вы выиграете в лотерею крупный выигрыш.

Поставив статуэтку в восточную зону жилья, хозяин привлекает семейную гармонию и лад для проживающих в нем. Для хорошего самочувствия детей Хотей, окруженный детьми, ставится в западной либо юго-западной стороне детской комнаты.


Если в офисе поставить фигурку Хотея на свой рабочий стол, он привлечет богатство, поможет в назначении на прибыльную должность, создаст действенную защиту от сглаза, порчи, интриг, сплетен. Учение фен-шуй разрешает устанавливать в одном помещении несколько фигурок в различных секторах.

Как правильно обращаться с талисманом

Несмотря на то, что Хотей является богом богатства, удачи, веселья, тем не менее, он требует, чтобы с ним обращались уважительно. Вокруг места, где установлен ваш оберег, все пространство постоянно должно быть чистым, сияющим, убранным. Статуэтка Хотея должна быть расположенатак, чтобы все – хозяева и гости могли любоваться талисманом.

Когда бог Хотей всем доволен, он одаривает жильцов данной квартиры, частного дома, офиса, любого другого помещения всевозможными благами, богатством, любовью, здоровьем.

Активация амулета

Фигурка Хотея обладает возможностью исполнения желаний для своего владельца. Когда в доме появляется новый талисман, его следует правильно активировать. Тогда он будет чувствовать себя полноправным членом вашей семьи и активно поддерживать в доме благополучие, удачу, здоровье.

Процесс активации состоит в выборе необходимой зоны и установке амулета на свое постоянное место. О правильном выборе зоны было описано выше, остановимся только на одном моменте. Все операции по подбору места, установку фигурки следует выполнять весело, с энтузиазмом, используя творческий подход к данному процессу.


При этом необходимо забыть все обиды, настроиться на позитив, соблюдать вежливость и уважение друг к другу. Хорошо, когда при этом будут присутствовать все члены семьи, пожилые люди и маленькие дети. Совместное интересное дело, которым является размещение Нэцкэ, способствует его уверенному дальнейшему пребыванию в вашей семье.

Ритуалы для талисмана

Чтобы у вас осуществлялось все задуманное, есть два основных ритуала, проводимых с амулетом. Для совершения первого ритуала, следует погладить живот божества по часовой стрелке 300 раз. При этом необходимо сосредоточится и все время думать о своем желании. Нельзя допускать негативных мыслей, отрицательных эмоций, должны быть только хорошие чувства и помыслы.

Во время общения с оберегом лучше остаться с божеством один на один, не отвлекаться, тем более не ругаться и не кричать. Второй ритуал – выходя из дома, каждый раз полезно гладить фетиш по животу. Это позволит привлечь удачу и она будет сопутствовать вам в течение всего дня.

Из материала статьи понятно, что оберег, приобретенный любым человеком, способен кардинально и качественно изменить к лучшему его жизнь и жизнь близких ему людей. Амулет поможет многим: ученым, предпринимателям, людям, нуждающимся в жилье, семьям, не имеющим, но страстно желающим иметь детей.

Приобретая статуэтку, необходимо продумать до мелочей свои дальнейшие действия. Это значит – правильно выбрать место по размещению фигурки в своем доме, с удовольствием активировать амулет при участии всех членов семьи, четко осуществлять все ритуалы по отношению к фетишу.

И тогда статуэтка Хотея наградитвас своим расположением, с удовольствием окажет вам помощь и привлечет желаемые блага – богатство, счастье, удачу, здоровье!

Нэ́цкэ (яп. 根付 netsuke, нэцукэ ) — маленькая символическая резная фигурка. Сделана она в основном из слоновой кости или дерева. В древности японцы использовали нецке для прикрепления ключей, кошелька к поясу кимоно, но также нэцкэ служили еще и в качестве украшения одежды.

В Японии первые нэцкэ появляются во второй половине XVI — начале XVII в.

Нэцкэ саси, изображающее Иисуса Христа, слоновая кость, XVII век

Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов.

Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно (下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ).

Нэцкэ удерживает инро на оби

Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды

Нэцкэ, прикреплённое к инро, гравюра Кацусики Хокусая

нэцкэ справа

Некоторые люди приравнивают нецке к окимоно, но этого делать не нужно. Нецке и окимоно очень похожи, но по предназначению и символики они совершенно разные фигуры.

Окимоно - это статуэтки служащие для оформления и украшения интерьера. Эти фигурки могут быть выполнены из любого материала и не несут в себе никакого воздействия на судьбу человека в отличие от нецке.

С давних времен нецке различались по типологии и формам. Это же отличие нецке сохранилось и до наших дней.

Фигурки и виды нецке

Катабори (形彫) - это самый известны и знакомый для многих вид нецке. Небольшие резные фигуры, изображающие животных и людей, многофигурные группы. Этот вид пользовался популярностью в XVIII - XIX веках.

катабори

Анабори (穴彫) - подгруппа катабори. Эти нецке изготавливались из раковины, внутри которой создавались сюжетные линии.

анабори

Саси (差) - эта форма нецке является одной из древнейших форм. Эти нецке, сделанные в форме бруска с ушком для шнурка. Они могли быть выполнены из разный материалов, но в основном изготавливались из дерева. Способ применения этого вида нецке отличался от других.

Если катабори, мандзи и прочие использовали в качестве противовеса, то саси затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и т. п. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса.

Обычно саси считают одной из форм нэцкэ, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом.

Ещё одна близкая аналогия саси — приспособление оби - хасами , изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично саси, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у оби-хасами внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет.

Первые нэцкэ-саси до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые нэцкэ-саси трудноотличимы от оби-хасами . Позже, в период развитого искусства нэцкэ, форма саси, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.

саси

Маска (мэн ) - уменьшенная копия маски Ноо. Самая большая группа нецке. Своими свойствами маска очень похожа на вид катабори.

маска

Мандзю (饅頭) - эти нецке были сделаны из слоновой кости и имели форму круга. Иной раз мандзю делались из двух полукругов. Иногда делается из двух половинок. Изображение даётся гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепёшкой мандзю . Одной из своеобразных разновидностей мандзю является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок.

мандзю

Итараку - эти нецке изготавливались из тростника или проволоки. Плелись они в виде коробок тыкв и других форм.

Рюса (柳左) — Вариант формы мандзю . Основное отличие этой формы от обычной мандзю в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы.

Когда рюса делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Эдо, где жил известный резчик Рюса (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа.

Считается, что эта форма, так же как и мандзю, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ансэй (1854—1860), и в особенности с эдосским землетрясением 1855 года, когда многие нэцкэ были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления рюса по сравнению, например, с катабори или кагамибута и повлияла на их преимущественное распространение в это время.

рюса

Кагамибута (鏡蓋) — тоже сходна с мандзю , но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких нэцкэ обычно принадлежит мастеру по металлу.

кагамибута

Конечно же, каждый образ имел свое предназначение.

Так, например, стойкость, мужество и силу духа обеспечивала фигурка мудреца Дарума ,

Дайкоку с мешком волшебного риса сулил богатство,

а удачу даровал Эбису с волшебным карпом в руках (считалось, что насколько сложно поймать голыми руками карпа, настолько сложно и обрести душевное спокойствие и равновесие).

Счастье и удачу, которые всегда ходят вместе даровала двойная фигурка - Дайкоку и Эбису .

Ищущие здоровья и долголетия носили фигурку бога счастья Шоусина , который держал женьшень и волшебный персик.

Те, кто имел заветное желание, обращались к богу счастья, веселья и общения Хотэй , именно он всегда изображался то сидящим, то стоящим, но обязательно улыбающимся. Для исполнения задуманного необходимо было погладить статуэтку по животу триста раз, думая при этом о желанном.

Путешествующие брали фигурку Футэна , который сулил попутный ветер и удачу в пути. Он изображался в виде человека, несущего за спиной мешок и с безмятежной улыбкой на лице.

Самурай давал. силу духа, смелость и мужество

Царица неба Сиванму веером отгоняла ветры невзгод.

Творческим людям помогала фигурка человека, слушающего раковину. Огромное разнообразие фигурок, а соответственно и предназначений, позволяло выбрать необходимую к конкретной ситуации и использовать ее для решения трудностей.

Но известны эти вещицы во всем мире не только как счастливые амулеты. Дело в том, что крошечных, но очень выразительных нэцке создавали многие настоящие художники, и тогда эти статуэтки становились шедеврами мирового искусства.

Японские нэцке : миниатюрные фигурки

нэцкэ с секретом

Эбису с рыбой и корзинкой.
Начало 20 в., резьба по кости

Шоусин с посохом и персиком.
Конец 19-начало 20 в., резьба по кости,прокрашивание

Хотей с веером и мешком.
Конец 19 в.,резьба по кости,прокрашивание

Дзюродзин со свитком.

Резьба по кости,чернение.

Окимоно Бисямонтэн с пагодой.
Резьба по кости,19 в.

Дзюродзин, один из семи богов удачи

ПРОДАВЕЦ КУКОЛ ДАРУМА, мастера ЯСУЮКИ

Слоновая кость, резьба. Вторая половина XIX в. Нэцке знаменитого мастера
Ясуюки изображает карикатурную сцену, типичную для Эдо того времени. Крестьянин приехал торговать в
Эдо перед новым годом куклами Дарума своего изготовления.

НЭЦКЕ В ФОРМЕ МАНДЗЮ мастера КОЮСАЙ
Слоновая кость. Диаметр ок. 4 см. XIX в.

НЭЦКЭ "ГЕЙША И ДЕМОН"
Слоновая кость. Высота ок. 4.2 см. Нач. 19в.
Прекрасный экземпляр работы Масацугэ, школы Эдо. Редкий сюжет

АКТЕР ТЕАТРА НО В РОЛИ ДЕМОНА.
Слоновая кость. Золотой лак, красный лак, чернение, инкрустация золотом и
перламутром. Высота ок. 3.8 см.Начало 19 в. Мастер Сугоку (Хидэтама)
Редкая нэцкэ

Кану (Гуань Юй) с алебардой.19 в.,резьба по кости

АКТЕР В РОЛИ ЛИСЫ-ОБОРОТНЯ.
Вишня (?), слоновая кость. Высота ок. 4 см.
Первая половина 19 век. Подпись: Хогёку.

Нэцкэ "Мальчик с книгой" (рисующий мальчик)

нецке Краб

МАТЬ И РЕБЕНОК. БЫТОВАЯ СЦЕНКА.
Слоновая кость, тонировка,
гравировка. Высота ок. 4.2 см Вторая половина 19 в. Мастре Сёсай.

СЛЕПОЙ, ВЫНИМАЮЩИЙ КАМЕНЬ ИЗ ГЭТА
Слоновая кость. Высота ок. 5.8 см. Первая половина XIX в. Подпись: Когёку.

МАТЬ С РЕБЕНКОМ
Слоновая кость. Высота ок. 4 см. Вторая половина 19 в.

ТЕНАГА-ДЛИННОРУКИЙ И ОСЬМИНОГ
Рог оленя. Длина 12 см. Конец 18 - начало 19 века. Подпись: Бэйсай.

ФУКУРОКУДЗЮ , бог здоровья, мудрости и долголетия, ПРИНИМАЮЩИЙ ГОРЯЧУЮ ВАННУ

Самшит, слоновая кость. Высота ок. 5.3 см. 1840-1860 гг. Подпись: Тоё.

По моему посту сделали видео на ютубе! Делюсь) Спасибо , который сделал классный клип!!


Netsuke (根付) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок. Netsuke - это маленькие фигурки, с ювелирным мастерством вырезанные из слоновой кости, моржового клыка, дерева, древесного корня, черепахового панциря, оленьего рога; реже - из коралла, янтаря, нефрита, мыльного камня или металла. Обычно netsuke были небольшого размера от 2-3 до 15 см.

Netsuke использовались в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде kimonono (着物) и kosode (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые емкости, называемые sagemono (下げ物). Емкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетеных корзинок, но наиболее популярными были ящички inro (印籠), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру ojime (緒締め). Inro крепились к поясу kimonono obi (帯) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили netsuke. Узел шнура прятали в одном из двух himotoshi (紐解) — отверстий netsuke, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, netsuke служили одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.

Netsuke не следует путать с okimono (置き物 , 置物) — миниатюрной японской скульптурой, похожей на netsuke и по оформлению, и по сюжетам, и нередко по размерам. В okimono всегда отсутствует отверстие для шнура, то есть эти скульптуры лишены утилитарных функций

Слово okimono ("поставленная вещь") является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной только для оформления интерьера. Оно относится к статуэткам, выполненным из любого материала. В тех случаях, когда термин okimono употребляется в связи с netsuke, имеются в виду скульптуры, выполненные из слоновой кости и, редко — из дерева. Такие okimono возникли позже — не ранее 19 века и создавались мастерами, основной специальностью которых была резьба netsuke.

Вопрос о происхождении netsuke может быть решён двояко: netsuke — японское изобретение, или же netsuke были заимствованы. Netsuke — одновременно и утилитарная деталь костюма, имеющая специфическую форму, и художественное произведение, оформленное в определённом стиле. Каждый из этих "аспектов" netsuke может дать свой ответ на вопрос об их происхождении.

Брелоки-противовесы типа netsuke использовались на обширной территории: в Японии и Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии. В сущности netsuke появляются там, где имеется костюм без карманов, но с поясом. Поэтому рискованно объяснять обычай ношения предметов типа netsuke заимствованным извне: этот обычай может оказаться местным. Если брелоки, существующие в разных странах, обнаруживают стилистическую близость, то это — веский повод для предположения о влияниях и заимствованиях.

Netsuke в виде палочки или пуговицы употреблялись и раньше, но именно в 17 веке они начинают приобретать характер миниатюрной скульптуры.

В Японии если не сам обычай ношения предметов за поясом с помощью противовеса-брелока, то специфика его художественного оформления (в виде резной скульптуры, рельефной пластинки и прочего) несомненно не местного, но китайского происхождения, где подвесные брелоки изготавливали уже в 3 веке до нашей эры. В период Min (1368—1644) китайцы называли такие предметы чжуйцзы (坠子 zhuizi) или пэй-чуй (pei-chui) — изделия, аналогичные netsuke и по функциям и по оформлению К этому времени уже давно существовали прочные традиции заимствования различных элементов духовной и материальной культуры Китая, в том числе и одежды. Название брелоков также указывают на Китай.






Netsuke — не единственное их обозначение в Японии. Иногда встречаются и такие, как kensui, haisui и haishi. Но именно эти названия — по-китайски соответственно: сюань-чуй, пэй-чуй и пэй-цзы — использовались в Китае наравне с самым распространённым термином чжуй-цзы

Некоторые ранние netsuke назывались karamono (唐物 , "китайская вещь") и tōbori (唐彫り , "китайская резьба"). Связь netsuke с их китайским прототипом очевидна. Но роль пэй-цзы в истории netsuke не стоит преувеличивать: очень скоро в Японии на основе чжуй-цзы были выработаны оригинальные формы netsuke и приёмы резьбы, введены новые сюжеты и переосмыслены старые. В Японии netsuke превратилось в самостоятельное и высокоразвитое искусство, чего не произошло с китайскими чжуй-цзы.





До 17 века сведений об использовании netsuke нет. Вещи, которые необходимо было иметь при себе, носили по-другому

В истории японского костюма существовало несколько способов прикреплять вещи к поясу. Самый древний предмет, который носили с помощью приспособления, сходного с netsuke, это упоминаемый ещё в сочинениях первой четверти 8 века Kojiki (古事記 , Записи о Делах Древности) и Nihongi (日本紀 , Анналы Японии) hiuchi-bukuro (火打ち袋) — мешочек для кремня и огнива, который крепился к эфесу меча. Обычай оказался стойким

В живописи периода Heian (平安時代 , 794—1185) нередко встречаются изображения hiuchi-bukuro (например, в иконе божества Kongobu Ji монастыря Koya-san). Мешочек для кремня и огнива можно видеть и на свитке Nagataka Tosa (конец 13 века) "Живописное повествование о монгольском вторжении" у человека, докладывающего о появлении вражеского флота

В период Kamakura (鎌倉時代 , 1185-1333) и Muromachi (室町時代 , 1335—1573) hiuchi-bukuro стали использовать как кошелёк, портативную аптечку и так далее, но носили его так же, как и раньше.






Параллельно с этим распространены были и другие приспособления. Прежде всего это obi-hasami (帯鉗), которые, как сказано в сочинении 1821—1841 годов "Разговоры в ночь Крысы", были предшественниками netsuke. Obi-hasami — фигурно обрамлённый крючок; верхний загиб его зацепляется за пояс, а к выступу внизу привязывались различные предметы

Аналогичные вещи дошли от минского времени в Китае. Форма obi-hasami не привилась, поскольку такой способ был небезопасен: при быстром движении, сгибании корпуса легко можно было уколоться длинным и острым крючком.

Еще одной формой, предшествовавшей и отчасти сосуществовавшей с netsuke, является obiguruwa — поясное кольцо, к которому крепились кошелёк, ключи и тому подобное. Возможно, что такой тип крепления попал в Японию из Монголии через Китай.


В Японии первые netsuke появляются во второй половине 16 — начале 17 веков.

Возможно, свою роль здесь сыграли конкретные события: походы в Корею военного правителя Toyotomi Hideyoshi (豊臣秀吉) в 1592 и 1597 годах. Эту дату появления netsuke подтверждают изображения костюмов в живописи того времени и сведения литературных источников. В росписи ширмы конца 16 века "Объездка лошадей" один из наездников изображен с inro, свисающим с пояса. Складки одежды скрывают предмет, к которому оно привязано, но, судя по позиции inro — это netsuke. Существует описание охоты Tokugawa Ieyasu (徳川家康), в котором среди прочих деталей костюма Ieyasu упоминается и netsuke в виде тыквы-горлянки. Это — самые ранние свидетельства ношения брелоков-противовесов в Японии.

17 век — предыстория netsuke, о которой известно лишь по косвенным данным. Дошедшее до наших дней произведения были созданы не раньше первой половины 18 века. К этому времени сложение художественного языка миниатюрной японской скульптуры уже завершилось, и период с середины 18 века по середину 19 века можно считать "золотым веком" netsuke.


История netsuke в основном не выходит за пределы периода Tokugawa (徳川時代 , 1603—1868) — времени расцвета искусства горожан: купцов и ремесленников. Условия их существования, социальная атмосфера в целом оказали заметное влияние на эволюцию миниатюрной скульптуры. Так, например, в области внутренней политики военным правительством Японии bakufu (将軍) был принят курс на сохранение паз созданной структуры общества.

Неоднократно выпускались "законы против роскоши", целью которых было строгое разграничение "благородного" и "подлого" сословий, в том числе в образе жизни и в одежде. Регламентации подвергалось все: от количества этажей в доме до качества материи для платья и стоимости игрушек или сладостей. За нарушение запретов налагались наказания: от штрафа до высылки из города

Впрочем, эти запреты если не нарушались прямо, то, как правило, умело обходились. Тем не менее, возможностей украсить костюм у горожан оказалось не так уж много, а потому ни одна из них не должна была быть упущена. Netsuke и была той деталью, с помощью которой можно было продемонстрировать и собственный вкус, и своё отношение к очередной моде, и, в какой-то степени, благосостояние. Именно в прикладных видах искусства полнее всего находили свое удовлетворение эстетические требования горожан, стимулировавшие появление виртуозных мастеров netsukeshi (根付師) — резчиков netsuke. Поэтому изменение формы, материала, художественной трактовки netsuke ясно говорит о смене художественных вкусов и пристрастий людей конца 18 — 19 веков.














В 17 и 18 веках возникают целые школы резчиков, отличающиеся стилем и излюбленными темами. Например, для школ Hida или Nara были характерны фигурки, выполненные в стиле ottobori — с помощью одного ножа, без тщательной проработки мелких деталей

Наиболее крупные школы резчиков складываются в Edo, Ōsaka и Kyōto. В провинции порой возникают самобытные течения, основоположником которых нередко был один талантливый мастер. В качестве примера можно указать на Shiyoda Tomiharu, который жил и творил в середине 18 века на территории провинции Iwami (石見国) острова Honshū (本州). Среди netsukushi возникают такие громкие имена, как Shūzan Yoshimura (周山吉村) из Ōsaka, Tomotada (友忠) и Masanao (正直) из Kyōto

Однако за редким исключением мало что известно о жизни и подробностях биографий большинства резчиков. Большим подспорьем для исследователей, занимавшихся историей netsuke, стал сборник Sōken Kishō (装劍奇賞). Он был издан в 1781 году жителем Ōsaka и торговцем мечами Inaba Tsuryu (稲葉通龍). В сборнике приведен список из пятидесяти трех имен крупнейших netsukushi того времени, сопровождавшихся иллюстрациями их работ.






Значительная часть netsuke конца 19 и все netsuke 20 века выполнялись на экспорт. Изготавливаются они и в наше время. В большинстве своем это — достаточно низкосортная сувенирная продукция, выпускаемая конвейерным способом. Но искусство netsuke не исчезло

И в наши дни существуют мастера, специальность которых — резьба netsuke. Некоторые работы таких мастеров оцениваются весьма высоко (от US$10,000 до $100,000 и более). Цены на коллекционные netsuke на аукционах в США колеблются обычно от нескольких сотен до тысяч долларов (недорогие штампованные, но точные репродукции продаются в магазинах при музеях по ценам до $30).

Впрочем, характер развития этого искусства изменился. Во-первых практическая потребность в netsuke исчезла: японцы носят европейский костюм, так как в 1920-х годах kimono вытесняет европейская одежда. Во-вторых изменилось отношение самих резчиков к создаваемым ими netsuke: теперь они рассматриваются как вполне самостоятельные произведения, обособленные и от заказчика, и от моды, а нередко и от традиции той или иной школы. Работы современных мастеров можно поделить на две группы: netsuke, выполненные в духе современной станковой скульптуры, и традиционные netsuke.












В состав слова netsuke входит два иероглифа. Ne (根) означает - корень, и глагол tsukeru (付ける) - прикреплять, присоединять, приставлять, прилагать; или tsuku (付く) - быть прикрепленным к чему-либо.

Типология (виды) netsuke:
. katabori (形彫) — самый известный вид netsuke, компактная резная скульптура, которая может изображать людей, животных, многофигурные группы. Характерна для зрелого периода истории netsuke (конец 18 — начало 19 века);
. anabori (穴彫) — подвид katabori, сюжеты которого создаются внутри вырезанной полости; наиболее обычны сцены внутри двустворчатой раковины;
. sashi (差) — одна из наиболее старых форм netsuke. Она представляет собой длинный брусок (из различных материалов, но чаще всего из дерева) с отверстием для шнура на одном конце. Способ употребления sashi отличается от всех других форм. Если katabori, manju и прочие использовали в качестве противовеса, то sashi затыкали за пояс таким образом, что отверстие находилось внизу, а на шнурке, пропущенном через него, свисал кошелёк, ключи и тому подобное. Иногда на верхнем конце дополнительно вырезался крючок, зацеплявшийся за верхний край пояса. Обычно sashi считают одной из форм netsuke, но по мнению некоторых исследователей, она является модификацией рукоятки меча, к которому подвешивали мешочек с кремнем и огнивом. Ещё одна близкая аналогия sashi — приспособление obi-hasami, изобретённое в Китае. Оно в принципе аналогично sashi, имеет крючок сверху, но вместо отверстия у obi-hasami внизу есть небольшое круглое утолщение, за которое привязывался носимый предмет. Первые netsuke-sashi до наших дней дошли в очень небольшом количестве. Кроме того, первые netsuke-sashi трудноотличимы от obi-hasami. Позже, в период развитого искусства netsuke, форма sashi, вероятно, воспринималась как архаизм и использовалась не часто.
. маска (面 men) — самая большая после katabori категория, часто являлась уменьшенной копией маски театра Nō (能), по своим свойствам сходна с katabori и manju (kagamibuta);
. itaraku — netsuke в форме тыквы, коробочки или других предметов, сплетённых из проволоки, бамбука или тростника;
. manju (饅頭) — netsuke в виде толстого диска, выполненного чаще всего из слоновой кости. Иногда делается из двух половинок. Изображение дается гравировкой, которая, как правило сопровождается чернением. Название получила благодаря сходству с круглой плоской рисовой лепешкой manju. Одной из своеобразных разновидностей manju является композиции, составленные из нескольких миниатюрных театральных масок;
. ryusa (柳左)— вариант формы manju. Основное отличие этой формы от обычной manju в том, что она пустая внутри, а одна (верхняя) часть выполнена в технике сквозной резьбы. Когда ryusa делали из двух разъёмных половинок, то обычно из середины материал выбирался с помощью токарного станка. Эта форма особенно часто использовалась в Edo, где жил известный резчик Ryusa (работал в 1780 годы), по имени которого она и названа. Считается, что эта форма, так же как и manju, особое распространение получила в связи с землетрясениями периода Ansei (安政 , 1854—1860), и в особенности с землетрясением Edo 1855 года, когда многие netsuke были уничтожены и возникла необходимость в новой продукции. Простота изготовления ryusa по сравнению, например, с katabori или kagamibuta и повлияла на их преимущественное распространение в это время.
. kagamibuta (鏡蓋) — тоже сходна с manju, но представляет собой плоский сосуд, выполненный из слоновой или другой кости, рога, редко дерева, сверху покрытый металлической крышкой, на которой и сосредоточена основная часть декоративного оформления на основе широкой гаммы техник. Подпись на таких netsuke обычно принадлежит мастеру по металлу.


Этими формами, конечно, не исчерпывается все многообразие netsuke. Существовали так называемые "курьезные" netsuke — например, изготовленные из курков голландских ружей, резные изделия, приспособленные для ношения в качестве поясного брелока, такие как куклы, а также брелоки, имеющие дополнительное практическое значение: в виде счетов — soroban, компаса, кремня и огнива, пепельницы и так далее. Однако эти вещи появляются в общей массе лишь эпизодически, они представляют собой исключение из общего правила.

Материалы netsuke разнообразны:
. дерево;
. слоновая кость;
. моржовая кость;
. рога оленя;
. рога буйвола;
. носорожьего рога;
. рога нарвала;
. клыки вепря;
. клыки медведя;
. клыки волка;
. клыки тигра;
. кости различных животных.

Использовались, хотя и гораздо реже:
. лак;
. металлы;
. фарфор;
. бамбук;
. разные виды коралла;
. разные виды янтаря;
. черепаховый панцирь;
. стекло;
. агат;
. нефрит;
. кремень;
. окаменевшее дерево.


Для ношения могли приспосабливаться:
. тыквы-горлянки
. раковины
. или же предметы, имевшее первоначально другое назначение, например - детали оправы холодного оружия.

Однако netsuke из таких материалов, как лак, керамика, фарфор, представляют собой продукцию видов прикладного искусства со своими традициями и приемами. Развитие же netsuke как самостоятельного искусства, становление его художественного языка, связанно с двумя материалами: деревом и слоновой костью.

Слоновая кость в истории японского искусства — материал довольно "молодой"». До периода Tokugawa о ней знали знали только по китайским изделиям. В виде бивней она стала завозиться в Японию из Вьетнама через Китай. Из этого материала изготавливали гребни для женской причёски и другие украшения, но в первую очередь — плектры для shamisen (三味線). Обрезки слоновой кости, имевшие обычно треугольную форму, шли на массовое изготовление netsuke, что наложило отпечаток и на форму таких изделий. Мастера, работавшие по частным заказам и заботившиеся более о своей профессиональной репутации, чем о заработке, избегали такого материала.

Дерево — традиционный материал японской скульптуры. Использовались различные породы, но чаще других — кипарисовик японский (檜 или 桧 hinoki).

Большая часть netsuke раннего периода выполнена из кипарисовика. Он мягок и удобен для резьбы, но обладает существенным недостатком: со временем изделия покрываются трещинами. Требования, которые предъявляются к netsuke, полнее всего удовлетворяет: самшит японский (tsuge) — твёрдый материал, который издавна использовался для печатей. Помимо hinoki, использовали лёгкую и мягкую древесину корейской сосны (chosen-matsu), отличающуюся красновато-желтым оттенком. Netsuke резали и из персимона — древесины имеющей желтоватый цвет и черную сердцевину, которую иногда брали как самостоятельный материал.

Среди тяжелых и твердых пород, кроме самшита, для изготовления netsuke применяли прунус (isu), древесина которого имеет темно-коричневый или красноватый оттенок. Существуют netsuke из бледно-розовой вишни (桜 sakura), а также из черного дерева, которое привозили из Индии.

Гораздо реже применялись другие породы дерева — такие, как:
. тис;
. чайный куст;
. камфорное;
. железное дерево;
. камелия;
. жужуб;
. сосна;
. сандал;
. грецкий орех;
. бетелевый орех (растительная слоновая кость);
. пальмовый орех (в период Meiji (明治時代 , 1868-1912), его привозили из Южной Америки).

Преимущественное использование того или иного материала, объясняется, в первую очередь, причинами чисто практического характера: пригодностью, прочностью, доступностью и достаточным количеством.




В большинстве случаев материал (а не только сюжет) обладал символическим подтекстом.

Так, самшит, будучи вечнозелёным деревом, считался символом долголетия, и его древесина высоко ценилась как материал для оберегов, амулетов и других ритуальных предметов. Слоновая кость также имела благопожелательную символику, а кроме того была лечебным средством. В Китае, откуда поступали в Японию сначала изделия из слоновой кости, а позднее бивни, порошок или стружка от слоновой кости применялись в медицине. Например, для того, чтобы удалить занозу, использовали припарки из пудры слоновой кости и воды. Считалось, что сваренные в воде обрезки слоновой кости действуют как слабительное, но если их предварительно сжечь, то действие препарата будет обратным. Кроме того слоновую кость рекомендовали при эпилепсии, остеомиелите и оспе. Таким образом, китайские чжуй-цзы из слоновой кости были своего рода портативной аптечкой с лекарствами на все случаи.

О том, что такое восприятие слоновой кости существовало в Японии, свидетельствуют некоторые netsuke, у которых оборотная, не видимая чужому глазу сторона оставлялась необработанной для того, чтобы можно было соскрести немного слоновой кости для приготовления лекарства, не повредив при этом изображения. Такой способ применения netsuke, несомненно, был заимствован из Китая, где с той же целью использовали чжуй-цзы из слоновой кости

Нетрудно себе представить, что и в тех случаях, когда слоновая кость не предназначалась для лечения, понимание целительной функции материала оставалось неизменным, а потому его символика так же, как и символика самшита, связана с пожеланием долголетия

Лекарством считался и порошок из рога оленя, которому приписывали магические свойства: возвращение молодости и силы. Соответственно можно сделать вывод, что и netsuke из оленьего рога благодаря материалу заключали в себе оттенок пожелания здоровья и долголетия.

Благопожелательную и врачевательную символику имели и netsuke из вишни sakura, березы, прунуса, жужуба и некоторых других материалов.


Более любого другого искусство netsuke отразило природу породившего его общества. Причины включают в себя долгие периоды изоляции, обусловленные географическими и политическими причинами, а также ограничение путей самовыражения людей вследствие обычаев и законов. В результате netsuke показывают все стороны жизни своего времени, включая богатый фольклор, религию, ремесла, торговлю и профессии, различные типы людей и существ, реальных и вымышленных. Можно выделить следующие сюжеты:
. люди: знаменитые и неизвестные, реальные, исторические, и выдуманные, дети, воины, священники и так далее;
. животные: знаки восточного гороскопа и другие;
. растения и растительные продукты; маленькие, такие как бобы и грецкие орехи, часто вырезались в настоящую величину;
. божества и мифические существа, часто из китайских мифов и религии, netsuke изображающие одного из семи богов удачи, которые, согласно синтоизму (神道 shintō), приносят удачу;
. предметы - самая редкая категория. Монеты, инструменты, кровельная черепица и тому подобное;
.абстрактные: символы mon, узоры;
.сексуальные (春画 shunga): могут изображать совокупляющихся мужчину и женщину или лишь намекать в утонченной символической форме на эротическое содержание.

Одни netsuke изображают простые объекты, другие — целые сцены, известные из истории, мифологии или литературы.